Stanislav Pi (elbruto) wrote,
Stanislav Pi
elbruto

ПЧ2012 или в Чухреальность и обратно. Часть вторая...

   Второй день Полной Чухломы 2012 встретил нас ровно также как и первый - туманом и пасмурной погодой. Кругом уже привычные, выросшие за ночь, лагеря других команд разной степени сонности и обитаемости.Коричнево-черные буруны на белизне поля видны то тут, то там - въезд мимо палатки организаторов разворочен въезжавшими экипажами, где мы тоже отметились. Сегодня добавилась новая деталь - кого-то прямо перед синей организаторской палаткой, с ворчанием и фырканьем, пытаются на лебедке доставить на твердое место. Жертва естественно цепляется за грунт всеми силам и категорически противится этому. В общем, кто-то с самого утра уже резвится или все еще продолжает со вчерашнего. А в Патриоте между тем суета и бурление, в результате которой на свет извлекается сонное лицо нашего мастера "фоторужья и фотожабы" kostey_vl. Дальше начинается обычное походное утро - на свет появляются газовые горелки, чайники, миски, чашки, утренняя еда. Оставив ответственных готовить завтрак, отправляемся к организаторам за картами второго дня и ценными организационными указаниями. Добравшись до палатки, перелезаем по траншеям от колбасившихся на въезде в лагерь, получаем карты на команду и организаторский гостинец - палка колбасы на экипаж, чтобы "лучше колбасилось". На выезде просят забежать и получить горячий белый хлеб, машина с которым застряла где-то на размешанных нами подъездах. Штурмуем в обратную сторону пашни от Саймексов, Мудричей, Прокомпов и всяких других Суперсвамперов. Бредем и задумчиво смотрим на узоры и хитросплетения зеленых, желтых и красных линий. На красный пунктир стараюсь не смотреть вовсе, чтобы не искушать себя. Холодное и неприветливое утро в лагере сменяется симпатичной осенне-весенней распутицей, когда первая ложка горячей каши оказывается в желудке и за ней следует следующая.

Дорога к Богослову


> За сбором лагеря и вещей



> Утренняя пасмурность и серость



   Пасмурная серость утра сразу заиграла новыми красками после завтрака. Собрав лагерь, традиционно разобравшись с навигацией, грузимся "по матрешкам" и направляемся к нашей первой точке на сегодня. Прежде чем отправляться в путь, прикидываем оптимальную траекторию выезда и стартуем в направлении, противоположном выезду и начинаем огромную петлю, конец которой оказывается у стоянки перед палаткой организаторов. Мой штурман идет вешать номерок, по пути не забыв заскочить в шатер организаторов за горячим белым хлебом. Небольшой расколбас на выезде и мы ложимся на нужный курс.

> Колейность



> Мост из лагеря



   Нашей первой основной путевой точкой было село Богослов, в котором расположены две каменные церкви. Но по дороге к этой точке у нас случилось несколько остановок - одна запланированная на пополнение запасов топлива и две внеплановых. Про посещение местной АЗС особо ничего не расскажешь. Классическая провинциальная АЗС со стрелочными топливоразливными колонками, куда дружно устремилась некоторая часть команд. Потом долго ходила шутка, что за три дня проведения ПЧ на этой колонке делают месячную выручку при помощи очумелых джиперов со всей России. Залив баки и канистры снова выходим на дорогу, которая и дальше покрыта льдом вместо асфальта и скорость движения нашей импровизированной колонны становится минимальной.

> Деревья покрыты инеем после ночного мороза



> Стрелочная АЗС с весьма неплохим топливом



   Через какое-то время мы въехали в сельское поселение Палкино и с левой стороны дороги нам в глаза бросились разрушенные купола храма, к которому мы решили обязательно подъехать поближе. Это была наша первая внеплановая точка. Уже дома, по приезду, мы выяснили историю церкви Николо-Дор. Построена она вместо старой деревянной церкви Николая Чудотворца, в честь победы над Наполеоном в войне 1812 года. Судьба церкви традиционно очень печальна - в 30х годах она была закрыта, потом использовалась в качестве зернохранилища (к слову сказать, большая часть зерна гнила), потом переоборудована в "очаг культуры", потом церковь несколько раз разграблялась, затем последовало разрушение колокольни и в конце концов церковь окончательно закрыта. В 1996 году рядом с ней открыли церковь Святого Серафима Саровского, в которой сейчас идут богослужения.

> Церковь Николая Чудотворца в Палкино



> Церковь Николая Чудотворца в Палкино



> Святой источник, хотя с первого взгляда вызывает множество вопросов



> Церковь Николая Чудотворца в Палкино с тыла



> Церковь Николая Чудотворца в Палкино со стороны дороги



> Церковь Святого Серафима Саровского в Палкино и мой штурман



   Побродив вокруг церкви восхитились величиной, красотой и запустеньем, но скрепя сердце поехали дальше. Когда завершали "обзорный" круг вокруг церкви, то встретили местного мужичка, занятого на древесном промысле, с которым и поговорили о жизни в деревне, об истории и о будущем Палкино. В задумчивости и легкой растерянности мы вернулись к машинам и покатили далее по маршруту. В том же Палкине, чуть поодаль мы увидели колодец и решили набрать свежей воды. Это была наша вторая внеплановая точка. Пока набирали воду, подошел еще один местный житель. В разговоре с ним мы узнали, что это не просто сельский житель, а настоятель палкинской церкви и еще двух приходов - Богослова, куда мы собирались и Трифона, от поездки в которое он нас отговорил. Загадочно улыбаясь, он рассказал, что туда он на Хантере с двумя лебедками проезжает с трудом. Мы решили ему поверить и не искушать судьбу. Поговорили с ним еще немного о будничном и пожелав ему всего хорошего отправились дальше.

> Прогулка вокруг церкви Святого Серафима Саровского в Палкино



> Мой штурман задумчивым взглядом провожает экипажи



> Один из домов в Палкине и характерная картина для многих окружающих деревень



> Вот на чем надо передвигаться по окрестным лесам



> Памятное место в чистом поле



> Сквозь пространство, вне времени



   Прохватив по грейдерно-асфальтовым дорогам мы оказались у поворота к Богослову. Такое странное название села связанно с находящейся в нем церковью Иоанна Богослова, постройки 1819 года. Кроме того, рядом с ней стоит церковь Благовещения Пресвятой Богородицы 1801 года постройки. Состояние обоих церквей плачевное, но наличие в приходе одной из них склада дров обеспечивает хоть какую-то сохранность всего здания.

> Очередная условно жилая деревня



> Направление к церкви Благовещения Пресвятой Богородицы



> Место памяти в центре села Богослов



> Такой вот "сарай" для дров



   Подъезд к церкви оказался нетривиальным и уже размочаленным предшествующими нам командами, поэтому мы аккуратно развернувшись проехали через деревню и оказались у церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Едва выйдя из машины, мой штурман успела подружиться с местным собакиным, вполне сытым на вид и довольным своей жизнью. Мы же отправились изучать убранство обеих церквей, и были поражены фресками, сохранившимися в церкви.

> Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с селе Богослов



> Фрески церкви Благовещения Пресвятой Богородицы



> Фрески церкви Благовещения Пресвятой Богородицы



> Фрески алтаря церкви Благовещения Пресвятой Богородицы



   Церковь Иоанна Богослова представляет собой более печальное зрелище. Но даже в ней не покидает ощущение что люди отсюда ушли совсем недавно. Побродив еще немного, мы отправились дальше по маршруту, который возвращал нас на асфальтовую трассу и вел через Галич к следующему лагерю.

> Церковь Иоанна Богослова с селе Богослов



> Внутри церкви Иоанна Богослова



> Внутри церкви Иоанна Богослова



> Один из домов села Богослов



   Обратный путь словно повторение домашней работы - Палкино, провинциальная АЗС, станция механизаторов в Антропово со строительной техникой, где нас выручили дровами, переезд и дальше к мосту узкоколейной железной дороги.

> Один из домов села Антропово



> Местные речушки начинали разливаться. Через неделю уровень паводка составит несколько метров



   Костромская область была всегда богата лесом. Лесозаготовки в промышленных масштабах здесь шли всегда. Чтобы доставлять грузы на лесосеки и готовое сырье к станциям была построена узкоколейная железная дорога или для краткости - УЖД. Разной степени сохранности напоминания о ней встречаются повсеместно на нашем пути, и одной из путевых точек нашего маршрута оказался мост этой самой УЖД. Увидев по навигатору лесную дорогу к нужной точке мы, не обращая внимания на полученные утром карты маршрутов, решили ехать прямо по ней. Первые метров четыреста дались без особых проблем, а дальше отчего-то колея стала углубляться и превращаться в сложнопроходимую дорогу, кроме всего прочего определенно кем-то раньше расколбашенную. Ну да где наша не пропадала и на пониженной передаче мы поползли по этому направлению. Мощные и широкие колеи и высокий межколейный бугор заставили задуматься о цветовой принадлежности этого маршрута.

> По этой дороге ехать только вперед



   Но километр такого расколбаса быстро закончился и мы еще толком не успели понять, что вот это и есть отечественное бездорожье, как оказались и разрушенного деревянного моста, рядом с мостом УЖД. Не успели мы и дух перевести как к нам дополнительно приехала команда "Петрович и Ко". Мы красноречивыми жестами дали понять, что дальнейшее передвижение возможно только пешком и пошли посмотреть на творения рук людских. Побродили по крутому берегу, посмеялись с Петровичами, заодно краем глаза подсмотрели у них карту и увидели желто-красную линию до моста УЖД. Неужели мы поперлись сами по желто-красной дороге. Посмотрели в нашей карте - зеленая. Но с другой стороны, через большой крюк через пару близлежащих соседних деревень. И вот тут я еще раз (первый раз был, когда в первом лагере мы получили горячий и пряный глинтвейн - прим. авт.) проникся уважением к проделанной организаторами работе. Организаторы учли подготовленность машины к бездору на основании заявочных анкет, в которых пилоты указывали без ложной скромности дюймы шин, либры (сленговое обозначение тягового усилия lbs - прим.авт.) лебедок, хоботы, то есть все то, что определяет подготовку машины и развели "потоки" путешественников по этому признаку. Оказывается, мы пропахали маршрут для более подготовленных геоджиперов. Ну ничего тут не попишешь, а выезжать на дорогу надо. Да кроме того не помешало бы и пообедать. Раскрутившись на площадке шириной метров 5, с одной стороны окаймленной крутым обрывом вниз, а с другой стороны каким-то не гибким и твердыми густым кустарником, мы двинулись в обратный путь, который был уже значительно легче и снова мы не успели понять, что едем по бездору, а он уже кончился.

> Мост УЖД



> Обыкновенный мосток, несущий на себе печать времени и запустения



> Следы деятельности бобров



> Петровичи компанией



> Дорога на асфальт



   Прокатив немного в направлении второго лагеря мы заприметили симпатичную своротку, съехали на нее и там встали на обед. И снова душа, измученная голоданием, пасмурной осенней серостью, путешествиями, множеством новых эмоций и ощущений сразу же начала расправлять крылья, стоило проглотить первую ложку горячего супа. Опустошив тарелки до дна, заев это дело бутербродиками с какао, мы почувствовали себя готовыми мчать на край света. И снова подтвердилась наша гипотеза, которую мы проверяли в этой экспедиции - нет ничего прекраснее в экспедиции, чем горячая еда, съеденная в нужное время. Закончив такой нехитрой мыслью обед, мы собрали мусор и отправились в дальнейший путь.

> Своротка для обеда



   В этой же поездке мы сделали себе еще одну "зарубку" на будущее - стартовать утром нужно максимально рано или в противном случае какие-то точки придется досматривать в темноте, или рубится в темноте, что немногим лучше. К этому мы пришли по дороге в село Ваганово, подъезжая к которому уже в сумерках мы понимали, что увидим не очень много. По всей видимости, именно надвигающиеся сумерки заставили нас ломанутся по сложной желтой дороге и именно сумерки нас подтолкнули бодренько проехать, не выпуская штурмана. Низинка, в которой до нас определенно кто-то уже засаживался, ждала нас с распростертыми объятиями. Собственно когда стало очевидно, что мы залипли, стало поздно куда-либо дергаться. Мы начали готовится к очередным экстракторным работам, уменьшали давление в колесах и расчехляли джека. На этапе поиска пятки джека в багажной системе из леса показались фары и через несколько минут они материализовались в Дефа и УАЗку из команды "Балашиха 4х4". И снова нам не пришлось особо упражняться в работе с хай-джеком - Ужастик на Дефе аккуратненько вынул нас из засадной низинки, а Шилка фотографировала этот увлекательный процесс. Спасибо им большое за помощь. Экипажу Патриота было несколько хуже - они успели доскакать до середины низины, где у них кончилась кинетическая энергия, и они мостами уперлись в грунт. Поелозив туда-сюда для приличия, на свет была извлечена лебедка и с её помощью удалось Патриота вытащить на твердую землю.

> Дорога к Ваганово



   Между тем на землю упала ночь. Сейчас, вспоминая этот момент, я даже не заметил когда успело стемнеть - вроде вот мы по светлому заскакиваем в низинку, по светлому приезжает "Балашиха", по светлому винчуется Патриот, а вот мы все на твердом, а уже темно. Чтобы не искать приключений на наш филей решаем аккуратно дойти до церкви. Все как в лучших фильмах ужасов. Кругом ничего не происходит, но напряженный мозг сам достраивает картину и в висящей в воздухе звенящей тишине, оглашают окрестности оглушающие звуки поскрипывания, что-то шелестит на ветру. Кажется, что брошенная деревня словно призрачный организм живет своей жизнью - из темноты фонарь выхватывает чернеющие глыбы деревянных срубов, жадно провожающие на нас черными провалами глазниц-окон, торчащие то тут, то там столбы с трезубцами изоляторов, на которых когда-то были провода, дополняют ощущение нереальности происходящего. А вот и черный силуэт церкви показался на фоне ночного неба. Идти по заброшенному кладбищу оказалось еще страшнее, но это длилось недолго и мы вошли под своды церкви. Тут такие же необычные ощущения как в Богослове - сохранившиеся фрески, целые внутренние стены, кажется, что люди совсем недавно ушли отсюда, затушив лампадки. Неторопливо двигаемся вдоль стен, смотря и запоминая. Часы подсвечивают циферблат бирюзовым - на часах уже около 8 вечера, а кажется что мы вот только-только отъехали от моста УЖД. Но нам пора - нас ждет еще выезд, да и дорога дальше не обещает быть легкой, потому что будет проходить по обледенелым костромским дорогам.

> Вытащенный на твердое наш экипаж. Фото Шилки из команды "Балашиха 4х4"



> Колокольня церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Ваганово. Фото Шилки из команды "Балашиха 4х4"



   Добравшись до машин, рассаживаемся по местам и начинаем движение в обратную сторону. Выползаем из лесной чащи и начинаем готовиться к марш-броску по асфальту. Накачиваем колеса, расчищаем фары и фонари, расчищаем боковые стекла и боковые зеркала заднего вида. Мимо проезжает несколько команд и каждая останавливается и спрашивает, все ли у нас нормально и не нужна нам помощь. На все вопросы отвечаем утвердительно и через какое-то время начинаем долгий и неторопливый путь к лагерю.

> Мы из лесу вышли и снова вошли



   В этот раз подъезд к лагерю гораздо гуманнее и ровнее. На въезде нам повстречался СкиталецЪ, который оценилт вид наших машин как достойный и бодрый, а потом кратенько рассказал о вечерней культурно-развлекательной программе в лагере. Затем мы вешаем номерки на доску и можем наконец-то спокойно выдохнуть - мы в лагере. Найдя подходящую полянку, мы решаем что лагерь будет тут. Уже утром мы поймем почему многие машины ездили практически через наш лагерь - мы встали практически в середине большого поля, засаженного молодыми елочками. Дальше мы занимались постановкой лагеря, разжиганием костра, приготовлением ужина. Сильно позже, когда мы сытые и вобравшие в себя горячий глинтвейн и пару бутылочек светлого, собирались сходить в кинозал, пошел мокрый снег, который очень быстро перешел в самый натуральный дождь. Посидев еще немного под укрытием мы решили идти отдыхать.

> Наш лагерь



   В эту ночь градусник поднялся к нулю и в тот час, когда мы доедали макароны по-флотски градусник предприняв героические усилия переполз в плюс и начал подниматься.

   Продолжение следует...


Написано дляru-discoverers
  Фото от kostey_vl унд elbruto унд lutreada
  Текст от elbruto унд lutreada
Tags: Костромская земля, Полная Чухлома, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments