Stanislav Pi (elbruto) wrote,
Stanislav Pi
elbruto

  • Mood:
  • Music:

Карельская осень 2013. Часть 3. Осударева дорога и Петрозаводск.

    В предыдущей части мы, преодолев сто пятидесяти километровый участок маршрута от Каршево через мыс Бесов нос, по берегу Онежского озера и через поселок Шальский, остановились ночевать в Пудоже. Еще раз хочется сказать большой спасибо хозяевам за кров - в вашем доме очень приятно отдыхать. Дальнейший маршрут вел нас по Осударевой дороге, проложенный от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере по приказу Петра I, к карельскому берегу Белого моря. Затем нам предстояло вдоль побережья добраться до Беломорска, возможно посетить музей "Беломорские петроглифы" и потом возвращаться к Петрозаводску.

Карельская осень

     

    > Дорога.


    Если почитать Вики, то там можно узнать, что Осударева дорога была разведана по древнему новгородскому пути и проложена по заболоченным лесам под руководством сержант Преображенского полка М. И. Щепотьева, в помощь которому были согнаны крестьяне из Архангельской, Олонецкой и Новгородской губерний. Строительство началось в двадцатых числах июня 1702, а 14 июля Петру I было доложено, что дорога готова. Таким образом, примерно за 20 дней была построена дорога протяжённостью в 264 км. Авторы «Российской газеты» объявили это мировым рекордом скорости строительства. В ходе Северной войны «Осударева дорога» использовалась для доставки войск и грузов, главным образом пушек, из Олонецкого края в Архангельск и из Архангельска в Санкт-Петербург. В XIX веке дорога была заброшена. Сейчас её можно найти весьма и весьма условно, тем более, что в 30-х годах прошлого века, в ходе строительства Беломорско-Балтийского канала, большая часть дороги оказалась под водой.

    Быстренько погрузившись и запасшись необходимым в окрестных магазинах, мы вышли на маршрут. Асфальтовые пробеги, после сложного каменного триала от Бесова носа до Шальского, не доставляли нам никаких неудобств, тем более дорога вилась по восточному берегу Онежского озера, среди живописных карельских еловых лесов, перемежающихся с небольшими озерами и лиственны лесом. То тут, то там встречаются на обочине местные жители, продающие грибы, морошку, бруснику, клюкву. Красота ягод и размер неописуемы - прожив всю свою жизнь в городе, я никогда не встречал таких крупных и сочных ягод. Мы естественно не преминули возможностью закупить большой запас натуральных витаминов на целый год. Любуясь видами и природой мы, незаметно для себя, добрались до нужного нам поворота на второстепенный грейдер, который должен был нас вывести к Осударевой дороге. Переехав речку Выг через большой старый деревянный мост мы оказались перед деревней Сергиево, в которой стоит мемориальный крест в память строителей Осударевой дороги. Дальше потянулись километры грейдера - дорога местами взлетала на холмы и пригорки, активно петляла в глуши карельских лесах и, словно одеялом, была усеяна опавшей желтой листвой. Наши машины, пролетая через особенно большие скопления листвы, взметали желтые шлейфы из листьев. Эта часть нашего маршрута оказалась богата на разные неожиданные встречи. То, притормаживая на очередных ямах, мы неожиданно наткнулись на тетеревов, сидевших прямо на дороге, то на очередном привале нашли белый гриб, размером с кошку средних размеров.

    > Длиннющий деревянный мост через реку Выг.


    > Река Выг протекает сквозь Карельские леса из Белого моря до Онежского озера.


    > Редкий пеший путник.


    > Белый гриб.


    Благодаря навигатору и навигации от Навитела мы узнали и не очень приятную сторону этих дорог. Когда, на одном из поворотов навигатор повел нас по дороге явно менее езженной, чем основная мы первое время сильно не волновались. Но чем дольше мы ехали, тем дорога становилась все запущенней и запущенней и в конце-концов вывела нас к дороге, теряющейся в траве и идущей через громадное болотное озеро. Тут-бы нам и встрепенутся, но нет - покатили прямо. Снова пришлось побегать и поменять глубину - к большому удивлению под слоем воды была вполне твердая каменистая дорога, а по бокам от неё были отчетливые глубокие провалы. На противоположном берегу нашли продолжение дороги теряющееся в высокой траве, ну и через километр уперлись в поляну перед низкорослым молодым лесом. Из возможных путей был только тот, по которому мы приехали, поэтому пришлось разворачиваться и возвращаться обратно.

    > Дорога, уходящая куда-то в глушь карельских лесов.


    > Зеленая остановка.


    > Небольшая водная преграда.


    > Проехали в одну сторону.


    > И вернулись тем-же путем.


    Дорога, по которой проходил наш маршрут, частенько пересекалась с речушками, через которые перекинуты деревянные мостики разной степени монументальности и сохранности. После поворота не туда уперлись в обваленный высокий деревянный мост. Подходящий брод нашелся рядом с ним и, промерив глубину, мы стройной колонной устремились на другую сторону речушки в дальнейший путь.

    > Вроде мост.


    > А ехать по мостику как-то страшновато.


    > Порядочные герои всегда имеют план "Б" в запасе.


    > План "Б" реализован и мы на другой стороне.


    И снова под колесами потянулись километры карельского грейдера, частенько становившегося лесной дорогой. На очередной прямой, недалеко от деревни Валдай, у машины Практиков стали пропадать тормоза. Остановились на небольшой полевой совет - учитывая, что дорога впереди ждала сложная, гарантированно был минимум цивилизации и кроме того мы уже выбивались из графика, а всем хотелось доехать до Рускеалы, то было принято командное решение закруглятся в сторону асфальтового "большака", чтобы где-то на трассе попытаться реанимировать тормоза на машине и ехать дальше, оставив карельский берег Белого моря на следующее путешествие.

    > Привычная дорога.


    > Кругом потрясающие виды осенней природы.


    > Широченные реки и длинные мосты встречались часто и с каждого открывался такой вид.


    > Форсируем очередной мосток.


    > Снова сквозь лес.


    Закруглив наш маршрут по северному берегу Выгозера мы устремились к Медвежьегорску. Ночь настигла нас где-то в середине пути от Валдая к Надвоицам. Но почему-то окружающие нас леса не внушали нам спокойствия и желания останавливаться на ночевку, поэтому в поисках подходящего местечка для ночевки ехали пока ехалось. Дорожное покрытие и гребенка грейдера стали гораздо хуже, чем были в первой половине дня - пришлось остановится и дополнительно сбрасывать давление в колесах. После несколько часов движения по зубодробильному грейдеру, когда казалось, что конца ему не будет неожиданно в ночной дали показались высокие фонари. На первый взгляд показалось, что мы подъезжаем к какому-то крупному заводу, притаившемуся в глуши Карельских лесов. Подъехав ближе мы заметили высоченный забор, витки намотанной колючей проволоки и сторожевые вышки стоящие по периметру. Чуть дальше заприметили низенькое здание проходной, украшенной казенной табличкой. Табличка сообщала нам, что мы проезжаем исправительную колонию системы ГУИН Российской федерации. Желание ночевать улетучилось в пугающей скоростью и мы с особым энтузиазмом покатили дальше, как будто у нас открылось второе дыхание. На ночевку встали на берегу небольшого озерца, расположенного недалеко от Мурманской Р21.

    Утром следующего дня стало очевидно, что мы выпали из путевого графика и можно уже никуда не торопится, поэтому спокойно позавтракали, собрались и тронулись в путь в направлении Петрозаводска. Недалеко от Медвежьегорска решили заехать пополнить запасы топлива и там-же, на бензоколонке, нашелся небольшой сервис, в котором решили выяснить причину отсутствия тормозов на машине Практиков. Как всегда это бывает, по закону Мерфи, в последнем обследованном колесе оказался сточившийся тормозной цилиндр - колодки истерлись до железок, железки выпали и тормозил уже палец цилиндра. Завершение ремонта случилось сильно позже обеда, поэтому, особенно не останавливаясь, покатили в направлении Петрозаводска.

    > Место стояния.


    Единственный промежуточный пункт, который мы себе позволили - церковь Иконы Божией матери Казанская в деревне Белая гора. Церковь построена в 1853-1855 годах из красного кирпича. Состояние внутреннего и внешнего убранства весьма печально, но представляет большой интерес своей архитектурой - церковь построена в русско-византийском стиле по проекту К.А. Тона. По дороге к деревне Белая гора, проезжая через деревушку Тивдия удалось запечатлеть красивую бурную речку, пенящуюся многочисленным перекатами. Но особенно сильно отвлекаться от маршрута мы уже не могли, поэтому пришлось оперативно закругляться с осмотром красивостей и мчать дальше.

    > Церковь Иконы Божией матери Казанская в деревне Белая гора.


    > Внутреннего убранства практически не осталось.


    > Церковь приходит в упадок, хотя деревня вполне жилая.


    > А кругом северная природа - река Нива в поселке Тивдия.


    Переночевав в окрестностях Петрозаводска, утром следующего дня, поехали погулять по Кварцитному карьеру. В этом карьере добывается особый сорт кварцита - малиновый кварцит, отличающийся очень высокой твердостью и относящийся к труднообрабатываемым материалам, однако поддается высоко качественной полировке. Кварцит применяется в монументальном искусстве, поэтому его можно встретить в уникальных сооружений - храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге, саркофаг Александра II, верхняя часть Мавзолея Ленина. Карьер естественно действующий, поэтому охрана встретила нас неприветливым пожеланием ехать своей дорогой. А так как периметр "объекта" был обнесен "неприступным" забором, то мы отъехав немного в сторону спокойно пошли бродить по отвалам отработанной породы, издали наблюда за одиноким трактором, елозившим в глубине карьера. Глядя на окружающие пейзажи, особенно в дождливую погоду, когда красный кварцит приобретает особенно яркий, мясной, цвет, перед глазами всплывают сцены из романа Стругацких "Страна багровых туч" о покорении багровой планеты Венеры. Хотя чаще встречается сравнение с Марсом и если отвлечься от любимой литературы, то такое сравнение тоже вполне подходит.

    > Поселок Кварцитный стоит на берегу - большое Онего буквально через 20 метров от карьера.


    > Строгая проходная.


    > Наскальная живопись современников украшает багровые уступы.


    > Кажется, что ходишь по остаткам памятников.


    > Малиновый кварцит.


    Налюбовавшись красным кварцитом и урвав себе пару-тройку небольших камушков, мы поехали прокатиться по Петрозаводску, чтобы к обеду уже покинуть его. История Петрозаводска, как и многих городов в Карелии тесно связана с эпохой правления Петра I. В 1702 году был заложен оружейный завод, вокруг которого организиовалось поселение названное Петровским Заводом. И в эпоху правления Екатерины II, 21 марта 1777 года Петрозаводскую слободу переименовали в город Петрозаводск, а спустя 6 лет, Петрозаводск стал центром Олонецкого наместничества (в 1801 г. появилась Олонецкая губерния). На нас Петрозаводск произвел впечатление крайне приятное - аккуратные невысокие домики, ухоженные дворики и полисадники, уютные скверики и скамеечки в тени деревьев-долгожителей. Мы немного побродили по набережной Онеги, зашептали желание в дерево с ухом, исполняющим желания и покатили на выезд из города.

    > Памятник Императору Петру Великому, основателю Петрозаводска.


    > Набережная Петрозаводска. Точнее та её часть, которая называется "Парк скульптур городов-побратимов".


    > Загадываем желание в ухо на дереве желаний. «Дерево желаний» - скульптура из города-побратима Умео (губерния Вестерботген, Швеция), установлена в 1996 году. Дерево желаний фигурирует в шведском национальном эпосе, и этот подарок является очень символичным.


    > «Место встречи» - скульптура из города-побратима Мо и Рана (Норвегия), установлена в 2001 году. Скульптура является символом побратимских отношений между Петрозаводском и коммуной Рана. Два равных города встречаются для сотрудничества. Женщины протягивают друг другу руки, и из рук произрастают ростки дружбы, которые с прошествием времени превратятся в сильное и прекрасное растение. Идея скульптуры заключается в том, что люди могут подняться по ступенькам и встретиться в воротах. Большое основание памятника делает это возможным. В скульптуре применены цвета коммуны Рана — золотой и зелёный, что символизирует ценность, рост и развитие.


    > Веранда заведения общественного питания вполне гармонично смотрится.


    > Рыбаки на набережной - cкульптура из города-побратима Дулута (Миннесота, США), которая положила начало галерее скульптур на Онежской набережной. Два рыбака - русский и американский - закидывают сеть, что, по замыслу автора, должно символизировать совместный созидательный труд.


    > А в глазах все равно - грусть.


    Дальше наши пути немного расходились. Мы планировали, в оставшееся от отпуска время, заехать в Санкт-Петербург к родственникам, а экипажи Тирошек и Практиков собирались наведаться в Рускеальские мраморные карьеры и в Свято-Троицкий Свирский Мужской Монастырь. Недалеко от поселка Пряжа настал тяжелы момент прощания. Невзирая на притирку друг к другу в первой совместной поездке, прощаться было тяжело и грустно, потому что за дни пути уже стало привычным, что сзади маячит серой громадиной Патруль Тирошек и впереди серебрянным лучиком вьется Паджерик Практиков. Но в этом месте наши пути расходились, чтобы еще много раз пересечься в будущем на дорогах жизни и дорогах нашей необъятной родины. Даже погода прочувствовала момент и брызнула мелким дождиком.

    > Увиденное ребятами. Дорога в сторону Рускеалы.


    > Увиденное ребятами. Мемориал "Крест скорби" в память о жертвах русско-финской войны.


    > Увиденное ребятами. Рускеальские мраморные карьеры.


    К сожалению время пролетело, как это всегда бывает в компании хороших людей, незаметно и казалось, что вот мы только-только выехали, а уже пришло время прощаться. За это небольшое и немного сумбурное путешествие мы увидели много новых и интересных мест, познакомились с новыми друзьями, получили свою дозу пыли дорог, чтобы зимними долгими вечерами вспоминать километры грейдеров, буйство стихии и чистоту природы, завораживающие и манящие своей неизведанностью золотисто-багряные леса. Я уверен, что мы еще обязательно поедем тихими дорожками Карелии, чтобы выйти к Карельскому берегу Белого моря по Осударевой дороге, обязательно побываем в не охваченных в этом путешествии местах и обязательно леса будут покрыты осенним золотом.
</i>
    > Увиденное нами. Церковь Пресвятой Троицы в селе Иссад.


    > С приветом из Карельской осени 2013 и до новых встреч!


    Предыдущие части:
    Карельская осень 2013. Часть 1. Кириллов и Ферапонтово.
    Карельская осень 2013. Часть 2. Мыс Бесов нос.

    Составлено при помощи информации:
    - портала администрации Петрозаводска
    - портал Храмы России
    - статьи Википедии;

    Ссылки:
    - Наш маршрут Карельской осени
    - Карельская осень 2013 в моем журнале

    Использованы фотографии Натальи "Тирошки" Красновой, Татьяны Седовой, ну и чуть-чуть моих ;)
Tags: Ленинградская область, Онежское озеро, Осударева дорога, карелия, карельская осень 2013, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments