Stanislav Pi (elbruto) wrote,
Stanislav Pi
elbruto

  • Mood:
  • Music:

Karjalan2015. #4 Водопад Гирвас.

    Многие поселки в Карельской глубинке представляют собой тихие и уединенные места, в которых стоит множество крепких и добротных деревянных домов. Сюда не ездят толпы туристов и автобусы экскурсантов, поэтому леса и тропинки в чистом и опрятном виде. Вот и поселок Гирвас такой же - деревянный дома среди густого леса, братская могила в память об односельчанах, погибших в годы советско-финской и великой отечественной войны, целый дом культуры, помнящий былые дни. В 2007 году в посёлке открыли православный храм во имя святого великомученика Пантелеймона. Храм выполнен с тщательностью и, по отзывам побывавших там, несет в себе дух деревянных церквей Севера. Мы честно попытались совершить хотя-бы небольшую прогулку по поселку, но стоило нам выйти из машины, как на нас с новой силой обрушился вроде прекратившийся дождь, поэтому мы спешно ретировались. Но как только мы оказались у водопада Гирвас, точнее того места где он когда-то сотрясал окрестные скалы, погода вдруг изменилась и мы получили шанс увидеть эту каменную красоту.



    
    Гирвас - небольшой посёлок в Кондопожском районе республики Карелия, являющийся центром Гирвасского сельского поселения. Как уже ясно, чего-то особенно захватывающего тут нет, если-бы не русло реки Суны, которая протекает возле Гирваса и было закупорено преградой Пальозерской ГЭС. Ну а кроме того тут-же находится самый древний кратер вулкана в Карелии, возраст которого составляет около 2х млрд лет. На кратер мы особо не любовались - глубокая воронка-карьер с отвесными песчаными стенками на нас особого впечатления не произвела, вероятно из-за достаточно неуютной погоды, потому что из-за всех сил поливал дождь.

    Река Суна в жизни Гирваса сыграла большую роль - поселок был построен в связи со строительством Гирвасской плотины для Кондопожской ГЭС и лотка для сплава леса вниз по Суне. Изначально река Суна была достаточно быстрой и полноводной, а перепад высот не имеет себе равных - в своем начале у озера Кивиярви отметка высота 354 метра над уровнем моря, а в своем завершении, Онежском озере, высота всего 33 метра над уровнем моря. Если конечно говорить по существу, то основной спуск приходится на начальную часть русла реки. Но на реке распологались три больших и сильных водопада - Кивач (саамское - Олениха) высотой 10,7 м., Гирвас (саамское - Бык-Олень) высотой 14,8 м. и Пор-порог (саамское - Олень) высотой 16,8 метров. От Гирваса стремительный бег воды нес воды сквозь уступы скал и ущельях каменных развалов к Пор-порогу, в котором вся мощь воды обрушивалась вниз три исполинскими ступенями на протяжении 50 метров и в своем дальнейшем беге устремлялась к Кивачу. Для сплава леса вниз по течению Суны в 1837 году была сооружена система бревноспусков, для предотвращения разлома брёвен при сплаве.

    > Секция бревносплава - длинный лоток, как будто прорубленный в монолите камня.


    > Суна выше по течению от водопада. Когда-то воды тут было значительно больше и она редко бывала такой спокойной.


    > Там, где бодро среди камней скачет мой штурман, когда-то мчались тонны воды между ступеней водопада Гирвас.


    Но, к сожалению, молодость этой дикой стихии осталась в прошлом - Суна была перекрыта плотиной в окрестностях Гирваса и через канал, выкопанный силами заключенных ГУЛАГа, продолжала свой бег в Пальозеро и Сандаозеро, чтобы питать турбины Пальеозерской и Кондопожской ГЭС. Из-за этого Гирвас и Пор-порог практически прекратили свое существование, напоминания о себе небольшими струйками, которые еще пробиваются по старому руслу Суны, чтобы немного подпитывать Кивач, оставшийся молчаливым напоминанием о былой мощи Суны. Из-за уменьшения объема водосброса в некоторые, особенно холодные года, Кивач даже замерзает.

    > Среди камней множество углублений и воронок по которым струйками и ручейками бежит вода.


    > Иллюстрация старой поговорки о том, что вода камень точит. Но даже среди этой суровой красоты упорно бьется и пробивается жизнь.


    > Заводь на реке Суна. Раньше тут грохотал водопад, а сейчас, из-за присмиревшей реки, в широких местах образовались заводи, обнажились каменные гребни, которые, словно невидимая рука великана, управляли движением бревен на сплаве, а сейчас выглядят естественным украшением этих мест.


    > Рукодельные лабиринты, для управления движением воды особенно хорошо просматриваются, когда уровень воды не очень высокий.


    Водопад Гирвас, точнее то, чем он был, является типичным водоскатом, хотя чаще всего, не совсем точно, называется порогом. Общее падение 4-х каскадов составляет 14.8 метра. По существу Гирвас представляет каскад стремнин в узких горловинах, соединяющих более спокойные расширения реки в виде прудов. На участке первой ступени падения среди реки выдвигается островок, своей формой похожий на огромную черепаху. С этого островка открывается прекрасный вид на каскад. Нижний участок каскада интересен хорошо выраженными "бараньими лбами". В настоящее время построенная гирвасская плотина Кондопожской ГЭС, перегородила реку, оставив в русле тоненькие ручейки, но вид с плотины на каскад вниз по реке остался по-прежнему великолепным.

    > На другую сторону можно перебраться через такой мосток - каменная стенка, когда-то управлявшая потоком воды, сейчас переквалифицировалась в мостик, по которому удобно перейти на другой берег.


    > Каскад водопада - вдали видна одна из каменных ступеней.


    > Когда-то это было основание ступени водопада Гирвас - с высоты каменных стен можно увидеть масштабы этого природного сооружения. Лавируя среди каменных полей оставшиеся воды реки Суны преодолевают эти камни и бегут к Кивачу.


    > Небольшой перерыв на обед - попить чаю, съесть булочки, полюбоваться окрестностями.


    > Местами русло Суны вьется вдоль мрачных Карельских скальных пород.


    А на обратной дороге, когда мы ехали к берегу Пальозера сквозь молодой ельник, лесная песчаная дорога неожиданно вывела нас к длинной полосе асфальта. Приглядевшись к навигатору мы заметили, что форма белого пятна к которому мы выехали, напоминает крестообразную форму летного поля аэродром. И действительно, вблизи Гирваса, находится ВПП аэродрома Гирвас, где до 1958 года базировалась 128-я Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья Северной Воздушной Армии. Открытое название - в/ч 74429. Эскадрилья состояла из 8 самолетов Ил-28 Р. В 1958 году часть перевели на аэродром Африканда. Построена полоса аэродрома, протяженностью 2,5 км, была в 1940 году, как военный полевой аэродром (сейчас кругом высокий лес - прим. авт.), в качестве запасного аэродрома 57-го ГИАП (Гвардейского Истребительного Авиационного Полка), который являлся до ноября 1990 г. авиационным гарнизоном «Бесовец».

    > Заброшенная взлетная полоса бывшего аэродрома "Гирвас".


    Мы же встали ночевать на невысоком песчаном берегу Пальозера, среди мачтовых сосен. Из-за того, что погода была промозглой в лесу не оказалось никого, хотя количество оборудованных стоянок велико. Уже утром вышли погулять по песчаному берегу озера, на который лениво накатывали волны прибоя. Понравилось место - белый песочек пляжа, сосны-гиганты на берегу, но немного огорчило наличие мелкого мусора на пляже и лесу на стоянках, но при этом как-то особенно в глаза он не бросался. Пройдя туда-сюда, мы отправились собирать лагерь, складывать вещи и отправляться в дальнейший путь, который вел нас через Кивач к северному Приладожью.

    > Наш лагерь - перекинув тент через машину, и мысленно поблагодарив проведение, за то что нам попался тент размерности 6х4 метра, мы получили практически непроницаемую защиту от дождя и ветра, под которой мы чудесно провели оставшийся вечер.


    > Утро на Пальозере. Широкий песчаный пляж с витиеватой линией воды, прохлада утра и пробивающееся сквозь сосны солнце.


    > Лазурь неба, прошедшей бурей взбитая в белые перья облаков. Минувшим вечером бушевала самая настоящая буря - упругие стены дождя вместе с сильным ветром бросались на путешественников, чтобы причинить им как можно больший дискомфорт. Но грамотная подготовка и правильный внутренний настрой не дали непогоде ни малейшего шанса.


Спасибо за внимание!

Ссылки:
    Karjalan2015 в ЖЖ:
    Куда и зачем мы ехали.
    Бесов нос и Пери нос.
    Karjalan2015. Карельский "Стоунхендж".

    Прадо "Малиныч" на Драйве2

    Составлено при помощи статьи Сплав по реке Суна – водопады Кивач, Гирвас, Пор-порог
Tags: karjalan2015, водопады, гирвас, карелия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments