Stanislav Pi (elbruto) wrote,
elbruto

• Mood:
  • Music:

Karjalan2015. #5 Кивач и Белые мосты.

После обмелевшего Гирваса мы как-то загрустили. Перед посещением других водопадов, для которых в нашем маршруте специально было несколько радиальных ответвлений, мы пребывали в несколько растрепанных чувствах - если один из мощнейших водопадов так обмельчал, то что-же могло ожидать нас у других. Но нашим мрачным ожиданиям было не суждено сбыться, но обо всем надо по порядку.

Первым водопадов на нашем пути был Кивач. Много раз приезжать в Карелию, а хотя-бы один раз не побывать у Кивача?! Определенно непорядок. Сам водопад находится на территории заповедника с крайне жестким режимом посещения, поэтому остановиться на пикник или на ночевку где-то поблизости не удастся. В заповеднике создана резервация диких животных и растений, откуда они могут вновь расселяться на соседние территории, где мало-помалу сокращается численность охотничье-промысловых зверей и птиц. Водопад является основной достопримечательностью биосферного заповедника "Кивач", площадь которого более 10 тысяч га, а чуть дальше от водопада расположен музей природы и дендрарий. Территория природного заповедника открытая для доступа туристов представляет собой окультуренный парковый комплекс с относительно небольшой площадью, на которой удобно расположились организованные места для стоянки машин, сувенирные лавки. Наличие платного въезда удивило не сильно, но мне показалось странным, что нет варианта пешего входа по билетам и бесплатной стоянки где-то вне парка.

> Недвусмысленный указатель. Далее по такой-же красивой резной деревянной лестнице дорожка приведет к смотровой площадке.

Водопад Кивач является единственным, оставшимся сравнительно нетронутым, водопадом на реке Суна. Общее падение реки на участке водопада протяженностью 170 метров составляет почти 11 метров, а высота падения воды непосредственно на водопаде - 8 метров. Каскад водопада разделён скалой на два потока - главный (правый по течению) и второстепенный (левый по течению). Главный поток обрушивается вниз по четырём уступам, а второстепенный разбит на несколько небольших струй, направленных под прямым углом к основному руслу сквозь каменную россыпь. После появления возле Гирваса плотины, о чем я писал ранее, поток воды, мчавшийся через Кивач, обеднел и его шум стал слышен лишь вблизи, но во времена своей первозданной мощи его шум слышался за несколько километров.

> В свою былую силу разлив Суны после водопада был значительно больше.

Оказавшись на территории парка нам захотелось... побыстрее покинуть его, потому что, почти неделя, проведенная в отрыве от шумных сборищ людей, быстро отучает постоянно находится в состояние боевой готовности среди людского потока. Но делать нечего - пошли гулять. Уже на тропинках к водопаду стало ясно, что не зря мы пересилили себя - дорожки везде облагорожены, сколочены красивые деревянные мосты и лестницы, видовые площадки обнесены надежной оградой. Особенно понравился музей природы, в котором представлена природа Карелии с информацией по всем животным, птицам, растениям, а также грунтам, камням, мхам, характерным для республики. Ну и особенно понравилось смотреть на большом ЖК-телевизоре, висящем на одной из стен музея, в прекрасном hd-качестве небольшие, буквально по 10-15 минут, ролики из жизни животных, перемежающимися общими видами Карелии. Благодаря современной технике можно лицезреть настоящее захватывающее зрелище, когда камера пролетает над бескрайними болотными коврами, с мелькающими на них каменными островками, а мы, самым натуральным образом "залипли" на ролике, который показывал жизнь семейства бурых мишек. Ну и сам Кивач нам очень понравился - он находится в очень живописном месте, чуть вдалеке видна излучина Суны, а на каменных карнизах, где густой лес вплотную обступает русло Суны, громоздясь на гигантские валуны, воды Суны с царственным благородством начинают свой полет вниз, чтобы через какое-то время продолжить свой стремительный бег.

> Основной поток Суны и Кивача.

> Внизу слева виден второстепенный поток водопада.

Рекомендую - А вот так это видел Прокудин-Горский

> Мой штурман.

> Кивач во всей красе.

С образованием на Суне водопадов связана красивая легенда. Легенда называет Суну и Шую родными сестрами. Они долго текли рядом. Как-то Суна, утомившись в пути, уступила младшей более удобное русло, остановилась и уснула, а непоседливая Шуя, не дожидаясь ее, ушла вперед. Суна, проснувшись, бросилась догонять сестру, не разбирая дороги. Суна натыкалась на скалы, и пробивая их, образовала по пути водопады Гирвас, Пор-порог и, Кивач, где она потеряла силы и надежду догнать младшую сестру и устало потекла к Онежскому озеру.

Через пару дней мы продолжили наш экскурс по Карельским водопадам. Следующими в нашей программе оказалась группа водопадов на реке Тохмайоки, практически перед Рускеалой, которые потому так и называют - Рускеальские. На фоне этих водопадов когда-то снимали эпизод из фильма "А зори здесь тихие!" 1972 года, в котором девушки-зенитчицы заготавливают лес. С этими-же водопадами связана еще одна наша встреча в пути - сами того не ведая мы подвезли смотрителя находящегося рядом шатра-музея посвященного русско-финской войне, куда мы зашли после осмотра водопадов. Сам комплекс каскадов Рускеальских водопады не отличается каким-то большим размером или особой мощью - бег их степенен и размерен, но при этом есть в нем какой-то задор юности, что вероятно связанно с размерами реки Тохмайоки. Смотровые площадки на водопаде, а также дорожки, декорированы деревом, поэтому гулять по ним сущее удовольствие - все сделано для туристов. Ковыряясь дома в интернете нашел упоминание о том, что название речушки достаточно «ироничное» и в переводе означает – бешенная, дурная. К слову про туристов - их тут много. Очень много. По всей видимости, в туристических программах посещения Рускеалы, эти водопады обязательный к посещению перед горным парком.

> Основной и самый туристический вид на водопад на Кулисмайоки. На камнях стоит домик, который возвели к съемке какого-то "шедевра" несколько лет назад.

> Гуляя вокруг водопада можно встретит такого лесовика.

> А неподалеку сидел его знакомец - Боровик.

> Водопад конечно несколько "громкое" название, но вполне себе водопадик.

> Чуть выше каскада большой разлив и вдали виден еще один водопадик.

> Небольшая живописная протока.

> Вот так обнимешь березку и на душе становится спокойно-спокойно.

> Невольно поражаешься стойкости жизни - цепляться за безжизненный камень и расти ввысь к солнцу.

> Если сделать шаг в сторону, то можно увидеть неприметный на первый взгляд, но очень симпатичный еще один небольшой водопадик.

Мы, как и основной поток туристов, конечно побывали в Рускеальских мраморных карьерах, о чем я напишу отдельно, но затем наш путь привел нас к водопаду Юканкоски или Белые мОсты (правильно ставить ударение на первый слог) на реке Кулисмайоки. Высота падения воды на участке водопада около 18 метров, поэтому он является самым высоким водопадом в Южной Карелии. Историческое финское название Юканкоски (фин. Jukankoski) вероятно возникло от названия ближайшего хутора Juka или Jukankontu; фин. koski — речной порог. В 1970-х годах местные жители дали водопаду русское название «Белые мосты», никак по смыслу не связанное с финским. Название связано с мостами через Кулисмайоки выше по течению, построенными финнами с использованием белого камня. Ныне от мостов остались только руины. А лет 15 назад, решением правительства Республики Карелия, на прилегающей к водопаду территории был создан гидрологический памятник природы регионального значения «Белые мосты». Это было сделано в целях сохранения в естественном состоянии водопада и тяготеющих к нему ценных природных комплексов.

> Белые мосты. Хотя сейчас один мост.

> Вблизи выглядит примерно так.

> Это мы увидим чуть позже - речка как будто исчезает в стене леса.

Дорожка к Белым мостам проходима практически на любом транспорте, дорожный просвет которого сколько-нибудь адаптирован к лесным дорогам в российской глубинке. По пути мы встретили стоящие на обочине Peugeot108, что-то еще из малышей, вроде попадалась Skoda Fabia. Но как только мы доехали до стоянки перед водопадами и открыли дверь, то сразу-же услышали гул падающей воды, который, как путеводная нить повел нас в нужном направлении. От поляны, на которой мы оставили машину, в направлении куда вел гул воды одна дорожка уходила в лес, а другая заканчивалась лестницей, идущей вниз. Решили для начала спустится вниз по лестнице и, уже внизу, мы увидели самое захватывающее зрелище за всю нашу поездку - с высоченного бугристого уступа вниз обрушивались тонны коричневатой воды, взбивая на поверхности реки желтоватую пену и с той-же силой продолжали свой спешный бег дальше. А над этой прекрасной иллюстрацией силы природы висела невидимая водяная пыль, оседая на одежде и не закрытых участках рук, шеи, лица.

По другой дорожке, которая вела в лес, мы попали к верхнему уступу водопада, где находится стилизованный белый мост. С этого места можно оценить масштаб водопада и почувствовать силу природы, сложившей такие каменные уступы. Ребята, которые копошились внизу с фототехникой, казались крохотными точками, а вода, которая закрученными бурунами обтекала камни и мчалась среди них, вдруг неожиданно исчезала в зеленой пропасти леса, который виднелся на противоположной стороне распадка, по дну которого течет Кулисмайоки. Но стоило немного приблизится к уступу, за которым исчезала бурлящая вода, как в ушах начинал появляться уже знакомый гул падающей воды.

> А вот и сам гигант Юканкоски или Белые мОсты.

> Между черных глыб, вниз обрушиваются тонны воды, цвет которой зависит от сезона и меняется от весеннего темного коричневого до осеннего янтарного.

> Если посмотреть с верхушки водопада, то где-то там внизу виднеется земля.

> Ну и наш экипаж тут был!

> Внизу видны даже люди.

Именно на подъездах к водопадам мы заметили машину с не характерным для этих краев регионом 86 и наклейкой байк-сообщества города Сургут. Мы конечно несколько удивились тому, как далеко забрались ребята. Судя по скорости, с какой они двигались по лесной дорожке, давался путь им не просто и на одном из широких мест они притормозили, дав возможность нам их объехать. Уже возле водопада ребята нас все-таки догнали и там мы познакомились. Как я раньше писал, Оксана и Юра отправились в Питер на концерт Metallica и дальше умчали путешествовать по Карелии. От водопадов они собирались как раз двигаться в сторону Питера по восточному берегу Ладожского озера, а где вставать на ночевку еще не знали. В общем-то бросать ребят на произвол судьбы мы не стали и поделились координатами места нашей потенциальной ночевки. От водопадов мы тронулись чуть раньше - по трассе Малиныч передвигается явно медленнее чем Квашкай ребят, плюс в запасе была одна путевая точка, поэтому оставили ребятам под дворником записочку, о том, что мы уехали и будем ждать их уже на Ладоге. Далее все сложилось весьма удачно, благодаря чему мы чудесно провели вечер в прекрасной компании и просидели у костерка до глубокой ночи. А утром, позавтракав и собрав лагерь, мы выбрались на асфальт и тепло попрощавшись в ребятами отправились в путь.

> Рама, мосты, дизели от паровозов, 37е ХТ-колеса, тонные железа - глупости. Для стокового Квашкая нет преград и на нем вполне легко можно выехать из Сургута и попасть в Питер, Карелию, Рускеалу и на Ладогу;) Оксана и Юра - Привет!