Stanislav Pi (elbruto) wrote,
Stanislav Pi
elbruto

  • Mood:
  • Music:

Karjalan2015. #7 Карельский перешеек.

" ...искать не менее интересно, чем находить."
Аркадий Стругацкий и Борис Стругацкий, «Полдень, XXII век».


    Пока мы отмокали и смывали пыль дорог в Санкт-Петербурге, заехав в гости к родителям жены, то строили грандиозные планы по прогулкам в Питере, но первый и единственный выход в город лишил нас всяческих иллюзий - нужно срочно ехать прочь, куда-нибудь подальше, на природу, потому что человеческий муравейник нас крайне быстро утомил. Вопрос срочной разработки маршрута однодневной покатушки оказался непрост - куда поехать, куда податься было неясно. Но на выручку нам вновь пришел портал Геокешинг.Су, из-за которого, ну и наверное из-за того, что мы находились в сердце Ленинградской области, возникло желание прикоснуться к истории нашей страны, связанной с Великой отечественной войной.


    

    Начать мы решили с не совсем тематической точки, а именно - с памятного камня, стоящего на мысу Кюрониеми Финского залива, в месте гибели Микаеля Агриколы, который в составе шведской миссии возвращался из Москвы. Как гласит описание тайника - Микаель Агрикола высоко почитаем в Финляндии и считается основоположником финского литературного языка, реформатором церкви и великим финским просветителем. Поскольку дата его рождения неизвестна, дата его смерти считается в Финляндии национальным праздником — Днем финского языка (Suomen kielen paiva). В этот день финским обществом литературы вручаются премии за лучший перевод произведений мировой литературы на финский язык. По историческим свидетельствам, Агрикола был похоронен в Выборге, но точное местоположение его могилы не известно. В 1900 году молодежное общество города Койвисто (современное название - Приморск) отметило место смерти Агриколы памятным камнем с фигурной оградой. В советское время памятник был разрушен, но камень уцелел и хранился в Выборгском краеведческом музее. Сейчас он восстановлен на прежнем месте.

    > Вот такой скромный камень. Крупно не показываю, так как одно из заданий для поиска тайника связано с этим камнем.


    Так как мы никогда прежде не ездили на Запад от Питера, то для нас это было первое знакомство с Приморским шоссе (дорога А-123). Как обычно бывает, Яндекс.Навигатор провел нас через платную дорогу, и за скромные 80 рублей мы практически на одном дыхании объехали участок Приморского шоссе с большой плотностью населенных пунктов, в чем мы удостоверились по дороге домой. А дальше началась настоящая сказка - тенистая дорожка, в меру извилистая, с хорошим асфальтом, с хорошим прямыми участками для обгонов, с почти полным отсутствием населенки. Если-бы мы ехали не на подготовленном внедорожнике, а на каком-нибудь асфальтовом автомобиле, например, на БМВ, то удовольствие от поездки было-бы неописуемо приятным. Но после деревни Смолячково (или Приветнинское) уже нужно ухо держать востро - дорога узкая, а народ любит прокатиться с ветерком и в некоторых поворотах чрезмерно забирает за осевую линию, которая разделяет полосы.

    > Финский залив (по клику на картинке открывается полный размер).


    Но вот навигатор издает истошный вопль - до нужно поворота несколько сотен метров. Оттормаживаемся и уходим в густой сосновый лес, по которому идет грунтованная укатанная, но кривоватая дорожка. Через пару-тройку километров, сквозь просветы между стволами мелькает серебром зеркало Финского залива и мы, в предвкушении свежего морского бриза, наполненного йодом от морской воды, опускаем окна. И сразу-же их поднимаем, задраивая все возможные щели и включая внутреннюю рециркуляцию - от залива тянет каким-то "специфическим" душком, то-ли туалетом, то-ли навозиком, но нос сразу-же скручивается в трубочку. Как чуть позже мы выяснили, этой "амброзией" отдыхающие обязаны густому слою водорослей, которые вынесло из моря, а после того как вода ушла они естественным образом начали сохнуть и гнить на летнем жарком солнышке, в процессе чего и стали источать тот самый запах. Жена, как настоящая морская душа устремилась к морю, попутно бросив взгляд на памятный камень и стала ковыряться в морском песочке, в поиске всяких раковин, диковин и каменьев.

    > Штурман дорвался до своего любимого морского песочка.


    > Народ облюбовал здешние пляжи. Невзирая на "амбрэ" от гниющих водорослей, народу достаточно много.


    > Прямо на пляже куст шиповника - большие сочные ягоды алыми пятнами выдают его.


    Найдя все нужные сведения, мы отправились к дальнейшим точкам, и вот тут-то и началось все самое интересное, а именно укрепузлы оборонительной линии Маннергейма. Линия Маннергейма, титульное название комплекса оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой, созданный в 1920—1930 годы на финской части Карельского перешейка для сдерживания возможного наступательного удара со стороны СССР, протяженностью около 135 км. Эта линия стала местом наиболее значительных боёв в «Зимнюю войну» 1940-го года и получила большую известность в международной прессе. Между Выборгом и границей с СССР были спланированы три линии обороны. Ближайшая к границе называлась «главная», затем шла «промежуточная», вблизи Выборга «задняя». Во время Зимней войны финская и за ней западная пресса называла комплекс главной оборонительной линии по имени главнокомандующего маршала Карла Маннергейма, по приказу которого разрабатывались планы обороны Карельского перешейка ещё в 1918 году. По его же инициативе были созданы наиболее крупные сооружения комплекса обороны. На главной оборонительной полосе было сооружено 18 узлов обороны различной степени мощности. В систему укреплений входила и тыловая оборонительная полоса, прикрывавшая подступы к Выборгу. В неё входило 10 узлов обороны. Обозначение построек формируется из наименования сектора укрепрайона и порядкового номера постройки.

    Мы начинали наш рейд по линии Маннергейма с укрепузла "Инкиля" (Inkilä - фин.), который является западным флангом укрепрайона. Его остатки располагаются в районе озеро Куолемаярви, на берегу Финского Залива и около мыса мыса Кюренниеми. Постройка узла начата в 1932 году (Ink 1 и Ink2). Состоял из пулемётных ДОТов фланкирующего огня. Нам предстояло осмотреть ДОТ Ink 6, в котором распологалось 3 пулемётных расчета, для блокирования шоссе на Койвисто (Приморск).

    > Проезжая мимо по дороге видишь гору камней - эка невидаль в близости от Карелии увидить гору камней.


    > А если на минуту приостановить стремительный бег по дороге и присмотреться - сразу глаза примечают остатки перекрытий ДОТа.


    > А вот и вход в ДОТ Ink6, точнее когда-то он тут был.


    В некотором удалении от Ink6, на противоположной стороне шоссе, среди тиши соснового леса, щерится на окружающий мир тонкими костьми стальной арматуры ДОТ Ink7, в котором располагались 2 пулеметных расчета. От былой монолитной бетонной туши, пронизанной стальными костями, осталась одна стена и потолок, со следами обстрела чем-то крупнокалиберным и очень тяжелым. Тут я увидел разрушающую силу инженерных войск красной армии - стальная рельса, слово деревянная спичка сломана на части, а стальной скелет арматуры, как паутинка из тончайших ниток разорван на части. Толщина самой "тонкой нити" - большей пальца.

    > Эхо войны.


    > Такие латунные кольца мы будем частенько видеть в течении дня.
</a>

    > А вот и ДОТ Ink7 - укрепленной лобовой части нет, но даже в таком виде зрелище весьма устрашающее.


    > Все ДОТы подписаны - ошибиться в обозначении сложно.


    > После войны инженерные войска РККА постарались - использовать многие из бункеров не представляется возможным.


    > Рельса в армировании, точнее то как её срезало, поражает.


    Впереди, для осмотра, нас ждут еще два укрепленных узла - Лейпясуо и Муолла. На самом деле на этом векторе находятся еще укрепузлы "Суурниеми" и "Салменкайта", но мы хотели успеть за световой день доскакать до Ладоги и старого Мурманского шоссе, сделав красивую петлю, поэтому их оставили на будущее, тем более что по этим красивым лесам передвигаться - сущее удовольствие. Но в целом, сейчас, анализируя этот маршрут, мы конечно поехали в большей мере в разведку, так как к укрепузлам нужно ехать с координатами ДОТов и инженерных сооружений, с точными описаниями куда идти, а куда не стоит, а для того, чтобы шмыгнуть внутрь подземелий, все таки неплохо что-нибудь одеть на голову и взять мощные фонари.

    > Пока мы заняты взятием очередного тайника, наш Малиныч заслуженно отдыхает.


    > Вот эта "яма" - недорытый котлован под ДОТ Le8. Строительство этой махины прервало начало зимней войны.


    > Хотя ДОТ Le8 был не построен, окопы вокруг него легко читаются на местности до сих пор.


    В окрестностях Лейпясуо нас ждала достаточно большая группа ДОТов, но наибольший интерес представляют Le6 и Le7, оба постройки 1937 года. Этот укрепленный узел, насколько я понял из описания встреченного в интернете, является одним из наиболее сохранившихся в силу удаленности от цивилизации. ДОТ Le6 предназначался для фронтального или фланкирующего огня на 1 пулемет, а Le7 для флангового и фланкирующего огня на 2 пулемета. Мы внутрь сунули нос, подышали недвижным застойным воздухом, поняли что с нашими налобниками тут делать нечего и занялись осмотром местности вокруг.

    > Просто черная дыра, сверху очерченная широкой белой бетонной полосой. Таким мы увидели ДОТ Le7.


    > Вход в Le7. На вертикальной стенке, на которой намалевана звездочка, видны выщерблены от пуль.


    > Идешь по лесу, наслаждаясь тишиной, звуками природы, как вдруг взгляд замирает на прямом черном квадрате и звуки исчезают.


    > Вход в Le6.


    > Запасной вход в Le6,


    > Основной вход в Le6.


    > Вентиляционные шахты и еще какие-то инженерные сооружения ДОТа Le6.


    А вот с ДОТами узла Муолла вышла неприятность, хотя точнее будет сказать - сработал фактор наличия рядом цивилизации и человека. Практически все сооружения узла стараниями окрестных жителей, видимо как протест против фино-немецкой интервенции и оккупации, превратились в загаженные свалки и помойки. Поэтому мы ограничились взятием тайника со знаками зодиака (Тайник "Звездный порядок" [MS/10681]) для чего пришлось изрядно поломать голову, а потом поехали к руинам кирхи Яюряпяя на реке Вуокса возле деревни Барышево, которая стала для нас конечной точкой наших покатушек на этот день и суммой увиденного.

    > За мозговым штурмом - найти разгадку тайника с первого раза не удалось.


    > Знаки зодиака - рак, лев и козерог.


    > Знак зодиака - дева.


    > Знак зодиака - телец.


    > Знак зодиака - лев. Совершенно непонятно почему они оказались в этом месте, и почему они стоят в неправильно последовательности.


    В 1933-1934х годах, на мысу реки Вуоксы, по проекту финского архитектора Ойво Каллио, была построена кирха. Церковь была совмещена с органоподобной колокольней и в ней находилось два колокола - один весом 150 кг., а другой - 500 кг (фото кирхи до войны). Но в ноябре 1939 года началась советско-финская война, а в марте 1940 года храм оказался в самом эпицентре ожесточенных боёв и был практически полностью уничтожен артиллерией, а кладбище, находящееся за кирхой было изрыто окопами и перепахано воронками. Руины из гор кипича, бетона и арматуры, оставшиеся со времен войны, указывают место, где когда-то стояла кирха Яюряпяя и на этом месте установлена памятная табличка бывшими жителями деревни.

    Спустя 4 года, в этом-же месте, летом 1944 года вновь закипела война - шли ожесточенные бои за Вуосалми между частями 23-й советской армии и финскими войсками 3-го армейского корпуса, как один из эпизодов Выборгско-Петрозаводской стратегической наступательной операции. Под обстрелом финских миномётов и артиллерии бойцы Красной Армии форсировали Вуоксу и начали наступление на Приозерск (Кексгольм - фин. назв.). В бою погибло множество солдат и в нескольких километрах от кирхи есть братская могила на высоком холме.

    > Все, что осталось от кирхи Яюряпяя.


    > Памятный камень на месте разрушенной кирхи.


    > Напоминание потомкам на руинах кирхи.


    > Координаты тайника приводят к братской могиле.


    > Памятная доска. По "доброй" традиции исходно доска была из цветмета, но кто-то обменял память на пару серебрянников.


    Проехав по этим местам конечно совершенно иначе начинаешь чувствовать нашу историю и весь ужас той войны. Не по себе становится, когда среди солнечного летнего леса черными кляксами провалов огневых позиций неожиданно выглядывает ДОТ или когда в этом-же лесу нога неожиданно наступает на горку гильз, а возле ботинка лежит хвостовик от минометного снаряда. Каким-то совершенно сюрреалистичным выглядит ошметок бетонной крыши ДОТа полуметровой толщины, словно какой-то бытовой мусор валяющийся в нескольких десятках метров от всего строения. Оказавшись в Барышево за руинами кирхи, в нескольких сотнях метрах, мы нашли старую каменную ограду кладбища, иссеченную и сколотую пулями. В советско-финскую войну эта ограда была местом ожесточенного сражения, а во время неудачной контратаки рядом с этой оградой погибло около 40 финских бойцов. По коже пробегает холодок от понимания того, насколько тонка грань между жизнью и смертью и нарушение этой грани, чаще всего не зависело от силы или выучки людей, а было уделом слепого случая. Всем, кому интересна история нашей страны в страшные военные годы без сомнения стоит побывать в этих местах, где ценность человеческой жизни так хорошо чувствуется и так четко можно понять подвиг советского воина-освободителя.

    > Это была была наша последняя точка интереса на маршруте, а к крайней путевой точке маршрута мы устремимся на следующий день. Эта точка находилась в восьмистах километрах восточнее, разделяли нас границы трех областей, но в конце-концов мы должны были оказаться дома!


Возможно, я дособираю фотографии, которые не вошли ни в одну из групп и отдельно их запостю.

Спасибо за внимание!

    Хозяйке на заметку - стоит прочитать заметки К. Симонова о прорыве Карельского Вала в 1944 году

  При составлении использована информация:
    - геокешерский тайник: Suomen kielen pāivā [MS/186]
    - информация портала "Фортификация" Укрепрайон "Линия Моннергейма"
    - информация портала "Фортификация" Линия Маннергейма на Выборгском направлении. Укрепузлы "Суммаярви", "Суммакюля", "Инкиля", "Лейпясуо", "Суурниеми", "Муолаа", "Салменкайта"
    - Северны крепости
    - геокешерский тайник: Кирха Яюряпяя [MS/593]
    - портал "Бывшие церкви в бывшей Финляндии"Барышево - Яюряпяя

  Ссылки:
    Karjalan2015 в ЖЖ:
    Куда и зачем мы ехали.
    Бесов нос и Пери нос.
    Karjalan2015. Карельский "Стоунхендж".
    Karjalan2015. Водопад Гирвас.
    Karjalan2015. Кивач и Белые мосты.
    Karjalan2015. Рускеальский мрамор.

Прадо "Малиныч" на Драйве2
Tags: karjalan2015, карелия, ленинградская область, отпуск, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments