Stanislav Pi (elbruto) wrote,
Stanislav Pi
elbruto

  • Mood:
  • Music:

Верхневолжье 2016. Часть 2. Окрестности Торжка

"На досуге отобедай У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай. И отправься налегке"
А.С. Пушкин


    Начало тут.

    Продолжим с места, на котором остановились - мы стряхивали пыль с себя на въезде в Торжок. Въезжать в город нам предстояло с южной стороны, где клетки дачных шести соток переросли в бетонные заборы промзоны. Но нет худа без добра - дорога нас вела через высокий берег Тверцы, с которого открывается шикарный вид на Торжок, утопающий в зелени. А среди этого зеленого моря виднеются, словно маяки, купола Борисоглебского монастыря. Ну вот мы и добрались до Торжка.

    Торжок - старинный купеческий город, основанный новгородскими купцами, впервые упоминается в летописи в 1139 года, правда под названием Новый торг. Кстати по этой-же причине местные жители именуют себя новоторами. Расцвет города приходится на начало 19 века, когда Торжок и его окрестности застраиваются архитектором Н.А. Львовым. Особую известность Торжок приобрел благодаря "золотному шитью". А над всем городом, как я упоминал ранее, возвышается Борисоглебский монастырь - старейший монастырь на Тверской земле. К нашему большому сожалению мы были сильно ограничены во времени, поэтому через Торжок промчались буквально вихрем, не имея возможности толком погулять по его тихим улочкам, подышать местным воздухом, прочувствовать город и царящую в нем атмосферу. Но в недалеком будущем хочется наверстать упущенное.



     Кусок промзоны. В Торжке, по заверениям Википедии, располагаются несколько предприятий-монополистов по производству красок, тут же находятся завод смазочных материалов Шелл, вагоностроительный завод, проектно-конструкторское бюро главного управления локомотивного хозяйства "РЖД", строится самый крупный деревообрабатывающий завод и также находится множество предприятий легкой промышленности.


    Если отвлечься от окружающих пакгаузов, труб, фабрик и цехов, то открывается красивый вид на предместье Торжка и речку Тверцу.


    Наш маршрут вел нас сквозь город, к селу Прутня, от него - к этнографическому музею в Василёво, и, затем мы собирались уходить в направление Старицы. Пока мы ехали по этой стороне города, то пришлось несколько раз останавливаться для устранения нехватки каких-то бытовых мелочей, так как нам предстояло в конце дня углубляться в лесистые берега Волги. На одной из остановок и заприметил симпатичный и какой-то немного игрушечный домик со входом во внутренний двор сквозь арку - таким интересным образом соединили два дома.


    В центре города находится музей А.С. Пушкина и рядом с ним, бок о бок, находится музей и магазин фабрики "Торжокские золотошвеи", в котором представлены различные сувениры и продукция фабрики с вышивкой золотой и серебрянной нитями.


    За зданиями музея и магазина-музея, разбит небольшой живописный парк. Надо отметить, что он удачно расположен на высоком берегу Тверцы и позволяет увидеть некоторые достопримечательности города.


    Под парк отведена площадка размерами, примерно, метров сто на пятьдесят, все отчищено, облагорожено, фоном льется какая-то легкая мелодия, а проложенные деревянные мостки-дорожки ведут к специальным видовым площадки.


    Стоя на такой площадке можно, например, увидеть большую часть Борисоглебского монастыря, слева от пешеходного моста через Тверцу, а справа видны купола Преображенского собора и Входоиерусалимской церкви, а еще правее и чуть вдалеке сияют голубым маковки Благовещенской церкви.


    Почти не двигаясь с места, взгляду открывается неофициальная сторона Торжка. Большие и не очень, старинные жилые дома с выходом к реке - как в лучших столичных домах.


    Крыши Торжка, на первый взгляд, выдают в нем уютный провинциальный городок, в котором любопытно неторопливо побродить по улочкам, наблюдая как люди ходят по своим делам, и прислушиваясь к разговорам прохожих. Можно только сожалеть, что в этот раз у нас не было достаточно времени для этого.


    По улицам гуляет народ, несмотря на жару. Кругом все чисто, аккуратно и опрятно.


    Прогулявшись по парку, мы отправились дальше в путь, который привел нас в село Прутня, находящееся в нескольких километрах севернее Торжка. Известность Прутня получила в связи с тем, что в ней находится могила Анны Керн, возлюбленной А.С. Пушкина. Именной ей он посвятил свои знаменитые строки «Я помню чудное мгновенье…». Могила находится рядом с храмом Воскресенья Христова, постройки 1777 года. Так же как многие окрестные церкви, каменная церковь воздвигнута на месте ветхой деревянной, а спонсировал строительство помещик Д.И. Львов.


    Вокруг храма сохранилась отмостка из старых камней.


    Удивительная, и какая-то чуть-чуть сказочная, дверца, высотой буквально чуть больше метра с небольшой приставной лесенкой.


    Старые надгробия. Была высказано предположение, что это может быть могила первого настоятеля.


    Храм располагается на Прутненском погосте и по левую руку от входных ворот, сбоку от храма, находится могила Анны Керн.


    Очень порадовала ухоженность. Видимо, местные следят за могилой, сохраняя её в аккуратном виде.


    Вокруг храма растут высоченные деревья, которые, вероятно, если и не ровесники храму, то как минимум старше многих ныне живущих.


    От берега Тверцы к храму есть тропинка, на которой стоит поклонный крест.


    Надо отметить, что Прутненский погост всегда был родовым кладбищем Львовых, владельцев усадьб Василёво и Митино (там сейчас находится санаторий или дом отдыха). Рядом с могилой Анны Керн находится памятный камень Львовых.


    Дальше мы отправились в музей-усадьбу Василёво, которая представляет собой памятник паркового строительства, и к проектированию которой приложил руку "вездесущий" архитектор Н.А. Львов. В 1976 году на базе усадьбы был создан этнографический музей под открытым небом, куда были перевезены образцы деревянного зодчества постройки XVIII-XIX веков со всей Тверской области. Чем особенно порадовал музей, так это тем, что входной билет является и программкой-картой представленной экспозиции, отчего ошибиться в том, куда ты пришел крайне сложно.


    Деревянный мишка предупредительно указывает откуда лучше начать осмотр.


    Направо от входа в парк уходит аллея с раскидистыми липами-гигантами, высаженными при создании усадьбы.


    Первый барский дом стоял на этом месте, пока не сгорел в 19 веке, после чего флигель был перестроен под барскую часть, а на месте сгоревшего дома возвели новый флигель, дом и флигель связали оранжереей. На переднем плане, среди растительности на земле, лежит камень с выбитой датой 17 июля 71, которая видимо является датой закладки первого камня строящегося дома.


    В глубине парка притаилась усадебная часовня Успения Божией Матери начала 19 века, которая использовалась по большим церковным праздникам. Перевезена из деревни Финдеряево Вышеволоцкого района.


    "Чертов мост" архитектора Н.А. Львова, является главной достопримечательностью усадьбы, приковывая внимание к себе как своими размерами, так и необычайной точностью подгонки камней. Сложилось такое ощущение, что прежде чем выстроить этот мост, Львов потренировался на мостах поменьше, которые мы встречали на Тверецком бечевнике, но точных данных на этот счет у меня нет.


     Весьма оригинально выполнены "колонны", поддерживающие балку входа в арку - из двух больших валунов, свои видом наиболее близко похожих на стройные классические колонны. Увы, не обошлось без следа родных соотечественников - вероятно это страшно здорово, когда каждый гость, осматривающий красоту творения Львова, "добрым" словом поминает автора этого многозначительного меморандума.


    Ограды моста выполненны в едином стиле со всем мостом - в качестве тумб используются все те же каменные валуны наиболее подходящей формы, соединенные цепями. При всей своей необычно выглядит достаточно строго.


    Внутренние стены арок моста усиленны кирпичем, но это было проделано в недалеком прошлом.


    В пролетах мостах были помещения, в которых находились вольеры для уток, лебедей и псарня.


    Вид на Чертов мост с каскада среднего пруда. Большую известность мост приобрел благодаря фильму "Ночной дозор" - именно на нем рубились темные и светлые.


    За мостом начинается основная экспозиция деревянного зодчества. Двухэтажный амбар из села Сутоки Рамешковского района и пожарное депо из деревни Лаптиха Бежецкого района.


    Дом-трактир из деревни Буланово Рамешковского района. Дом являлся постоялым двором для крестьян, местом в котором путник мог остановится на ночлег, передохнуть сам, почистить и накормить лошадей перед дальнейшей дорогой.


    Пожарное депо из деревни Лаптиха Бежецкого района. Немного диссонирует со всей прочей экспозицией, ярко выделяясь новенькой блестящей металлической крышей.


    Рига с гумном. Рига - помещение для сушки зерна, а гумно - место для обмолота зерна, то есть для отделения зерен от плевел.


    Знаменская церковь с приделом Михаила Архангела, привезена из села Пылево Весьегонского района.


    Во всех деревянных строениях всегда удивляет степень детализации и то, с какой тщательностью проработаны все узоры, как равномерно они заполняют все пространство детали, на которую они нанесены.


    Какой-то деревянный сарайчик не отмеченный на схеме экспозиции. Один из примеров выделяющегося ветхого состояния экспоната, в отличии от того, что мы видели чуть ранее.


    Жилой дом карел перевезенный из деревни Миньево Весьегонского района.


    Рядом с домом карел выложен на сушку мох-ягель, который использовался для заполнения швов.
Мох для дома карел

    Старинные надгробные камни раннехристианской эпохи из села Пречистая Каменка Кувшиновского района. На камне изображен крест и отпечаток "стопы Богородицы", по преданиям являвшейся жителям этих мест в 11 веке.
Надгробные камни раннего христианства

     Закончив осмотр экспозиции в Василево, мы направились через Торжок в направлении Старицы. По дороге решили с ребятами заехать в Новоторжский Борисоглебский монастырь, который является самым большим мужским монастырем в городе Торжке и самым древнейшим в Тверской области. Из житийной литературы XVII века следует, что монастырь основал в 1038 году боярин Ефрем, бывший конюший киевского князя Владимира I Святославича. Причиной, подвигшей боярина к основанию монастыря, было убийство Святополком Бориса и Глеба, после которого он решил удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу реки Тверцы.

     Снова выскажу сожаление о том, что у нас было крайне мало свободного времени - побродить внутри стен монастыря было-бы любопытно, тем более что есть возможность подняться на колокольню с которой открывается вид на город. Сразу возле входа располагается Надвратная церковь, проект которой разрабатывался, по мнению некоторых исследователей Н.А. Львовым, но строительством её занимался Я. Ананьин.


     История монастыря являет собой образец совершенно дикой и оголтелой борьбы с религией в нашей стране. В 1925м году монастырь был распущен, а на его территории была размещена тюрьма строго режима (!), которая находилась там почти 50 лет. Потом вместо тюрьмы, в монастыре находился лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков. И только в конце 20 века на территории монстыря разместился Всероссийский историко-этнографический музей, руководство которого, приложило все возможные усилия для реставрации архитектруного ансамбля монастыря.


     Последним сооружением Борисоглебского монастыря стала Свечная башня, построенная в 1809 году. Она завершила комплекс монастырских башен и стен, строившихся с 1734 года. В ней располагалась монастырская библиотека, в которой по преданию Карамзин работал над своей "Историей государства Российского".


     Теплая Введенская каменная церковь с колокольней воздвигнута была в 1620 году на месте древней деревянной церкви, истреблённой поляками в начале XVII века. В ней был сожжён архимандрит Константин с братией. В 1879 году при архимандрите Антонии усердием купца И.К. Штанковского на левой стороне этой церкви устроен придел во имя св. праведных Богоотец Иоакима и Анны, который был освящен в том же году.


     Следы тяжелого прошлого тут повсюду - старые, посеревшие от времени деревянные леса, обшарпанные серые стены, множество проплешин сколов штукатурки, через которые проступает кладка, почти все малые оконца заколочены досками, в некоторых зияют прорехи.


     При заложении Борисоглебской церкви, присутствовала лично Императрица Екатерина II, своими руками 9 июня 1785 года положила она первый краеугольный камень. Построение всего собора, сооружение иконостаса и живопись святых икон производились под наблюдением сведущего в архитектуре действительного статского советника и кавалера Николая Александровича Львова и ново-торжского архитектора Франса Ивановича.


     Коте детектед. Пока кругом шастали толпы туристов местный коте прогревался на солнышке в ожидании когда всех сдует и можно будет заловить себе обед.


     Стены и, кажется, погреб-ледник, но установить доподлинно это не удалось, а доступ в ту часть монастыря закрыт.


     Везде, куда не посмотришь, следы мрачного прошлого.


     С территории монастыря открывается вид на Торжок.


     Надвратная церковь в которой когда-то давно были часы. Сохранилась-ли в каком-то виде до наших дней механическая начинка - неизвестно.


     Внутренняя территория монастыря, доступ к которой туристам закрыт. Монастырские стены без следов отделки и в весьма плачевном состоянии.


    Гуляя по территории монастыря не покидает какое-то горькое чувство, но не от вида архитектуры, а от того, как люди смогли родить в своих головах такие жуткие планы, по использованию монастыря и его храмов, совершенно уничтожив всю ту красоту, которая была на этом месте воздвигнута.


    Везде какие-то прорехи - либо все растрескалось, либо лишилось стекол, либо наглухо заколочено досками.


    Куда не встань, везде в кадр попадают либо серые "кости" строительных лесов, либо изувеченная стена храма, либо все вместе.


    Хочется верить, что наступит время, когда монастырь вновь заиграет своими первозданными красками.


    Как я много раз повторял, к сожалению Торжок мы пролетали быстро, поэтому с Торжком мы еще обязательно встретимся, возможно ближе к осени или зиме. Борисоглебский монастырь без сомнений представляет собой красивейшее архитектурное сооружение и поэтому крайне обидно от того, как бесчеловечно он был растерзан советской властью. На этой грустной ноте вновь нужно сделать небольшой перерыв, чтобы в следующей части рассказать про усадьбу Полторацких в Грузинах, усадьбу Берново и музей А.С. Пушкина, село Красное, в котором находится еще один храм архтектора Н.А. Львова и про наши дальнейшие дороги по Тверской области.

    Продолжение будет скоро тут!

    Спасибо за внимание!

    Путешествие "Тверское Верхневолжье 2016":
    Часть 1. Тверецкий бечевник

    В заметке использованы материалы официального портала Новоторжского Борисоглебского монастыря.
Tags: василево, верхневолжье 2016, прутня, путешествия, тверская область, торжок
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments