Stanislav Pi (elbruto) wrote,
Stanislav Pi
elbruto

  • Mood:
  • Music:

Полная Чухлома 2016. День первый.

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей
Пушкин А.С.


    Несколько раз заносил пальцы над клавиатурой прежде чем написать эти строки, и каждый раз одергивал себя - в голове рождалась либо банальщина, либо повторение старых мыслей, либо что-то вообще не относящееся к делу. И, как мне кажется, причина этого в том, что Полная Чухлома - это не просто формальное мероприятие с устоявшимся сводом правил, более или менее однотипной погодой, однотипными точками интереса, однотипными задачами. Этот фестиваль открывал дверь для доступа в загадочную ЧухРеальность, где царит своя погода, абсолютно не поддающаяся логике и прогнозированию, способная сначала сковать все морозом под 20 градусов, а потом дать волю в виде плюсовой температуры, где атмосфера не проводит радиоволн сотовой связи, но сквозь звенящий морозный воздух тянутся волны радиосвязи между экипажами, несущие не только сухой треск информации, но и человеческое тепло, не давая забыть, что рядом друзья, рядом команда и ты не один. Даже четвертое измерение – время - становится здесь физической силой, воздействующей на рукотворную твердь. Много необычных свойств обычных явлений можно наблюдать в ЧухРеальности, главное - хотеть увидеть их, и быть готовыми воспринимать их как часть этого мира.

ПЧ2016. ЕФремий Ширь
    

    Как театр начинается с вешалки, так и Полная Чухлома начинается с регистрации. В этом году не было ограничения по количеству регистрирующихся команд в день, как было в 14м - всем была дана некоторая свобода по определению состава команды. Мы определялись крайне неторопливо с составом и потому не успели в общую командную заявку. Было несколько страшно, но в результате мы все попали в заветный список прошедших предварительную регистрацию, получив "письма счастья". Дальше предстояли сборы, и время начало свой бег, стремительно приближая нас к стартовой черте.

    > Доезд уже традиционно является важной и неотъемлемой частью наших поездок на Чухлому. В этот раз мы стартовали действительно рано, и на всем протяжении пути имели запас времени на постоять-потупить, сделать зеленую остановочку и тому подобное. Решили ехать на МТ-резине, так как ХТ не оказалось в наличии, хотя были сомнения по части доезда, что будет скользко и неудобно, но дорога стала такой только на обратном пути, когда в районе Сергиева-Посада нас накрыл снегопад.


    В это "погружение" наша команда состояла из трех машин: наш экипаж в лице меня и моего неизменного штурмана верхом на нашем Малиновом Танчике, экипаж Практиков на Паджере 2, где место штурмана занял сын Алексея, Кирилл, и третий экипаж - синяя 80-тка с пилотом Димой Третьим. На роль штурмана сначала пророчили брата Третьего, потом еще знакомого, потом место осталось вакантным и туда была определена наша знакомая Люба Иванова, покорявшая с нами кикимрские леса прошлой осенью. А у нас пассажиром оказался наш друг Вова Кирогаз, тоже несколько раз покорявший с нами всякие бездорожности на своем белом Паджеро Спорте.

    > Местом сбора у московской части команды значился МакДакинс на Ярославке за МКАДом, а в Переславле-Залесском к нам должен был присоединиться экипаж Практиков. Подготовка внесла свои коррективы и Третий домой попал только в третьем часу ночи, а закончил подготовку в пятом, так что его старт смещался примерно на часов 5, поэтому наш экипаж стартовал до Переславля в гордом одиночестве и к полудню прибыл к стенам Никитского монастыря.


    > Никитский мужской монастырь расположен на северной окраине Переславля-Залесского, рядом с национальным парком Плещеево озеро. Один из древнейших монастырей России. Посвящён святому Никите Великомученику.


    > Согласно сказанию Степенной книги, князь Владимир Святославич отдал Ростово-Суздальскую область своему сыну Борису. Нынешние насельники считают 1010 год датой основания святой обители. Именно в это время Борис и епископ Иларион основали первые церкви на Плещеевом озере, утверждая таким образом христианство на языческих землях. Возможно, что одна из этих церквей и стала основой будущего монастыря.


    > Все монастырские постройки ранее XVI века были деревянными и до наших дней не дошли. Расцвет Никитского монастыря приходится на XVI век, когда эти места привлекли внимание царя Ивана Грозного. По его приказу начали возводиться новые здания и стены с башнями: царь готовил себе резервную крепость на случай измены опричников, размещавшихся в находящемся неподалеку Александрове. В 1611г. стены монастыря две недели выдерживали осаду польско-литовских войск Яна Сапеги, но в конце концов оборона пала и монастырь был разорен и сожжен. В 1640-х годах пострадавшие стены были восстановлены, а верх башен надстроен в XIX веке.


    Дождавшись Практиков, мы перекусили местной слабосоленой селедочкой с травяным чаем и отправились в дальнейший путь. По пути нам нужно было заехать в Ростов Великий в магазин АТРУС с целью закупиться крайне вкусной консервации этого производителя. Предвосхищая вопросы, сразу скажу, что консервация оказалась выше всячески похвал - в тушенке мясо есть и его много, никакой химии (на вкус), никаких сложных специй (в кашаха и плове), в общем, очень вкусно и потому всячески рекомендую. Вышел на связь Третий - они преодолели Сергиев Посад и движутся следом. Ну а мы не торопясь миновали Ярославль, затем пообедали в Костроме и углубились в малоезженые дороги Костромской земли, держа путь в сторону Галича. Попутно выходил на связь третий экипаж - они держались от нас на удалении километров 60-80 и примерно часа-полутора времени. Добравшись до ЧухЛагеря мы прошли техкомиссию, на которой нужно было показать наличие исправного огнетушителя, корозащитной стропы и качественной аптечки, и отправились искать место для стоянки. В минуту чистой связи экипаж Третьего доложил, что он вышел на дорогу на Нею, а через час, по характерной грузовой "кепке" восьмидесятки, мы смогли сориентировать третий экипаж на лагерь. Команда была в сборе.

    > Короткая смена водителя после Ярославля. Подготовка к ПЧ, ремонты нашего минитанчика, сборы вещей и другая суматоха, довлевшая надо мной в течение всего октября, наконец-то стала отпускать и только в этот момент я понял как устал от всей этой беготни и как-же здорово вот сейчас ехать в ноябрьскую Костромскую тайгу.


    > Выезжая из Москвы, и на протяжении всей Московской области складывалось ощущение, что уже наступила зима, но с приближением к Костроме количество снега уменьшалось, а после поворота в сторону Костромы снег исчез совершенно. Вот такая вот у нас странная, непрогнозируемая осень.


    > Огни стоянок команд. Найти среди них свою - сложная задача.


    > Шатер Практиков для всех нас был отличным решением в организации лагеря - раскладывается буквально за 5 минут, внутри ставится обогреватель и еще через 5 минут в нем можно сидеть без верхней одежды, поедая ужин, распивая всякие вкусные напитки, совершенно забывая, что за стенами почти зима.
IMG_7321_edit.jpg

    Утро первого ходового дня началось вполне обычно - перед глазами была поздняя осень, но в воздухе витало ощущение зимы и скорого снега. Все таки первое утро в лагере всегда как первый блин - пока соберешься, пока определишь положение вещей на марше, чтобы вот в этот ящик можно было влезть, а вот эту сумку вынуть, пока соберешься с мыслями, пока наскоро позавтракаешь, а впереди уже ждет любимое утреннее мероприятие - поход до ЧухПалатки за картами и подарочками. Выданные карты по краям были зеленоватыми, что примерно соответствовало асфальтовым дорогам, а вот ближе к центрам концентрации точек интереса, цвет дорог менялся на желтый и красный, местами становясь красными пунктирными жилками, что соответствовало лесным дорогам, взорванным лесовозами, непрокатанными ЧухОргами и несущими поводы для лихой эгегейской езды на лебедках. В общем, все как мы любим. Обилие желтых и красных троп позволяло надеяться на особенно красивые и запоминающиеся места, и в этом все оправдалось на сто процентов, но обо всем по порядку.

    > Оказавшихся поблизости сонных участников бдительные ЧухОрги загоняли на зарядку, своим примером показывая, что исключительно благодаря утренней зарядке можно достичь вечером заветного лагеря.


    > Более бодрые и собранные участники получали наборы карт на день, утренние вкусные подарочки на команду, архивы с точками ходовых дней. Неосмотрительно появлявшихся ЧухОргов атаковали с вопросами о том, куда стоит пойти и поехать.


    > А еще ПЧ - это возможность увидеть в одном месте самые разные подготовленные экспедиционные мобили. Представлены разные решения, начиная от сложносочиненных эгегейских повозок, заканчивая стайками бодро пофыркивающих Джимников и Нивок, которых только по неопытности можно посчитать обычными машинками. Традиционно самые большую группировку выставил отечественный Ульяновский завод в противовес заморским производителям моторикш марок Тойота, Ниссан и Митцубиши.


    > Еще один представитель семейства Патриотов - уж больно живописно стоял на фоне осеннего Костромского леса.


    > Утреннее обсуждение остро насущного вопроса – куда и как ехать. Традиционно, нужно было найти баланс между продиранием по красным маршрутам и интересными путевыми точками. Как показывает опыт, чем более труднодостижимая точка, тем в большей сохранности она находится, и тем взорванее к ней дорога. Сразу же приняли волевое решение - в Бушнево не едем.


    Почему все так удачно совпало, что для дальнейшего развития этой краеведческой экспедиции была выбрана Костромская область, хотя начиналось все с терема в Асташово? Мне кажется, что не последнюю роль в этом сыграло уникальное историческое, культурное и духовное наследие области. В нём отражаются основные перипетии истории российской государственности, творения видных деятелей русской культуры, образцы народных промыслов и традиций. С исторической точки зрения Кострома является одним из старинных городов Руси, первое упоминание о которой датируется 1152 годом и связано с именем князя Юрия Долгорукого. Дальнейшая история Костромской земли тесно связана с Московским княжеством, историями жизни братьев Годуновых. Костромской земле и старосте деревни Домнино, Ивану Сусанину, обязан род Романовых своим спасением во время Польской интервенции. Несколько раз Кострома почти полностью сгорала в огне пожара, но каждый раз восстанавливалась силами костромичан. В 1797 году появляется Костромская губерния, просуществовавшая до 1917 года. Именно этот период считают расцветом архитектуры, живописи, литературы на Костромской земле. И это проявлялось не только в Костроме, но и в уездных городах — Галич, Нерехта, Солигалич. Архитектурные ансамбли в стиле классицизма до сих пор украшают центры этих городов. Большое распространение получили дворянские усадьбы, которые стали очагами культуры в отдалённых окраинах губернии. Упразднение в конце 20х годов ХХ века Костромской губернии, как колыбели рода Романовых и, как следствие, царизма, сейчас выглядит как историческая ошибка и очевидно, было продиктовано, прежде всего, идеологическими мотивами, направленными на укрепление молодой советской власти и преследовало цели пресечения исторической памяти народа. Но эта цель не была достигнута. Что-то я увлекся экскурсом в историю, а ведь мы уже мчим к приключениям и красоте Костромской земли.

    > Пока народ кумекал куда пойти, куда податься, Дима Третий тюнячил свою 80-тку - он героически преодолел весь путь без дальнего света и теперь хотел выяснить причину появления этой улучшалочки.


    > Самая первая путевая точка. Ну как точка. Интерес представляет только теоретический, так как стоявший тут храм почти не сохранился. Зато порадовали жителей деревни обилием внедорожнников, едущих по главной улице, почти как на параде в честь Дня Победы.


    > Скрытое предназначение точки, о котором никому не говорят - проверка укладки вещей на ближайшие ходовые дни. Что-то потребовалось подтянуть, что-то перепривязать, что-то легло удачно. Никогда еще  получалось положить все так, чтобы все заняло свое место с первого раза . Каждый раз приходится день помучиться, чтобы получить удобную раскладку на все последующие ходовые дни.


    Для начала решили подниматься на север к погосту Ефремий Ширь - место красивое во всех отношениях, к которому ведет интересная рельефная дорога, и на котором рядом стоят рядом два старинных храма  - деревянная церковь Ефремия Сирина и каменная церковь рождества пресвятой Богородицы, постройки 1836 года.

    > Деревянная церковь Ефремия Сирина, построена в 1737 году прихожанами. До наших дней церковь дожила, но находится в крайне ветхом состоянии - протекающая крыша испортила верхние венцы, в подклете венцы требует смены.


    > Почти как лестница в небо. Основной объем храма находится на высоком подклете, поэтому поднимаешься почти как на второй этаж.


    > Многие в первый день отправились сюда, правда разными дорогами.


    > Энтузиасты "Там-клуба" проводят спасательные работы и субботники, но этого, увы, недостаточно для спасения церкви. Время и погода делают свою разрушительную работу.


    > Второй раз оказываюсь тут и снова ловлю себя на мысли, что было-бы интересно увидеть внутренне убранство храма, когда в нем проводились службы и церковные обряды. К сожалению, о том как было внутри мы можем только догадываться.


    > Памятная надпись о том, что в 1872 проведены ремонтные работы - была разобрана обходная галерея, внешние стены обшиты тесом.


    > Всегда было любопытно, что за городок или крепость изображен?


    > Стоящая рядом церковь рождества Богородицы. Мы тут были в 13м году, когда над фестивалем "Полная Чухлома" висел вопрос дальнейшего существования. К счастью "Полная Чухлома" обрела продолжение. К сожалению о стоящих тут храмах такого сказать нельзя - время бесстрастно разрушает плоды творения людей.


    > Сохранившаяся внешний элементы декора церкви. Любопытна история храма тем, что он был построен при участии местной помещицы Бестужевой, похороненной в склепе у алтаря этой церкви, которая помогала со строительством церкви для поминовения её мужа, убитого крепостными.


    > Кроме влияние времени четко и безошибочно угадывается антропогенное воздействие.


    > Кое где еще угадываются фрески, но в основном, как и в этой церкви, внутри царит разруха и бесконечные напоминания потомках имен предков, которые были тут.


    > Иконостас и алтарная часть.


    > Трапезная, бывшая когда основной частью храма, теперь больше похожа на внутренний дворик. Увы.


    Дальше мы намеревались выйти к деревне Николо-Ширь дорожкой, которой мы ездили в 13м году. И все у нас почти получилось, но так уж случилось, что мы немного плутанули, и вместо деревни Николо-Ширь, которая у нас осталась по левую руку, мы начали забирать правее, в сторону деревни Даровицы, интерес в которой представляли только заброшенные дома, лесовозные колеи и странный брод через реку Вохтому.

    > Истосковавшись по лужам и грязи, команда бодро взялась за преодоление бездорожья и борьбу за жизнь.


    > Случались попытки найти свою дорогу. Наличие в группе 80тки на 35х колесах несколько смазывало картинку проходимости засад - вот тут вроде 80тка пролетела, а мобили на 33х колесах подвисали на межколейнике.


    > Третий удачно приземлил машину на сухой островок между двух глубоких колей и вот мы уже авторы пробки в одном из узких мест. Большой спасибо ребятам из команды "Очарованные странники" за помощь в вызволении наших машин.


    > Пока мы копошились с 80ткой, мимо пролетела Балашиха. Случайным образом противостояние культа легкого Дефендера и тяжелой Тойоты материализовалось в этом месте Костромской тайги.


    > Лечебно-оздоровительная Костромская грязь полезная старым внедорожным динозаврам - сохраняет лкп, консервирует раму, разминает резинки в подвеске и просто дает возможность показать, что они еще ого-го.


    > Пока мы копошились с машинами, встречный поток успел сдуть колеса, немного полебедиться, обсудить нас и еще миллион небольших, но важных дел.


    > Дальше в путь. Увлекательный аттракцион - затяжная горка с качественно нарезанной колеей. В 13м году, когда мы штурмовали этот подъем, нам понадобились лебедки и удлинители, так как заползти вверх своим ходом никому не удалось. В этот раз, благодаря сухой погоде и стоявшим морозам, все промерзло и мы самостоятельно взяли этот подъем.


    > В ближайшие три дня мы будем столько раз поминать морозы, что эта фраза станет почти девизом этой ПЧ.


    После преодоления Вохтомы, мы начали углубляться в лесной массив Костромской тайги. Тут чего-то особенно интересного нам ничего не попадалось по пути - только лесная дорожка, загадочно виляющая между толстенных еловых стволов и многочисленных горочек. Снова помянули морозец, стоявший последнюю неделю, потому что он на столько надежно спаял землю и межколейники, что они вполне успешно выдерживали вес наших машин и позволяли проехать по ним.

    > Мост через речку Вохтому. Точнее пешеходный мост остался, а вот автомобильный приказал долго жить.


    > Штурмана побрели по дороге из желтого кирпича желтеющих обрезков древесины, ведущей к жилой деревне Новоселово.


    > Брод до середины реки выложен бетонными плитами, а дальше небольшой "провал". Пока скатываешься с берега (переживая о том, чтобы не распустить покрышки о торчащую арматуру), то примерные очертания плит, ведущих на другой берег, еще белеют под толщей воды, но как только нос машины выравнивается и находится параллельно водной глади, то  едешь уже только по памяти.


    > Практики лихо преодолели водную преграду, подняв небольшую волну.


    Пока мы переправлялись на другой берег, привлеченный шумом едущих машин появился местный дедушка на боевого вида УАЗике. Рассказ его был прост. Он нам немного рассказал о жизни тут, о том, чем раньше занимались, чем жили, о том, что лесовозы взорвали все возможные окрестные дороги, вывозя лес (колеи глубиной выше колена мы успели приметить, пока ехали), дедушка подарил нам слово "горУшка", ласково обозначая холмы и сопки, на которые поднималась нужная нам дорога. К сожалению, хотя и было очень интересно, но нам нужно было трогаться дальше в путь. Попрощавшись с дедушкой (снова мы забыли узнать его имя) мы отправились по указанной им дороге, которая видимо несколько отличалась от того, что прокатывали ЧухОрги.

    Дорожка в целом была ровной и гладкой, вьющейся между холмиков, огибая их то слева, то справа, то вдруг взбегая прямо на них. В салоне царили тишина и спокойствие, штурмана видимо напрыгавшись за день отдыхали, а мысли возвращались к истории края, к тому, как много человеческого труда и усилий было вложено и каким незаметным все это стало по прошествии небольшого времени. Но эти мысли улетучились сами собой, когда выскочив с очередной лесной дорожки, мы попали на рабочую дорогу лесовозов и, как по заказу, сзади за нами, в метрах трёхстах, замаячили фары такого динозавра, который, судя по времени и направлению движения, ехал груженым с дальней делянки. Так как ехать следом за ним в наши планы не входило, то мы быстренько покатили от него прочь, наблюдая отражения его удаляющихся фар в зеркале заднего вида.

    > Дорожный план мы составили таким образом, чтобы выйти к точке с заманчивым названием BROD, в которой должен был находиться брод через Нею. Не учли мы того, что ночь наступит слишком быстро, и того, что правильную траекторию нужно будет пройти ногами. Потоптавшись, насколько хватало болотников, и пощупав почву длинный жердью, и не найдя нужного направления, решили не рисковать, а отправиться в объезд.


    Вернувшись к наезженным дорогам, выбрались к Тотомице - поселению лесорубов, появившемуся тут относительно недавно, буквально в начале 30-х годов, которое было интересно находящимся в нем старым депо местной узкоколейки, в котором вроде как были какие-то любопытные узкоколейные движители, но ночь и погода, которая не собиралась улучшаться, поставила крест на нашем плане, и поэтому Тотомицы мы прошли стороной, двигаясь в сторону лагеря.

    > По дороге в лагерь мы немного задержались в Потрусово. Дима Третий, Вовка Кирогаз и Кирилл, сын Практика, впервые попавшие на Полную Чухлому смогли увидеть нежилые дома - так вышло, что за весь ходовой день опустевшие дома нам почти не попадались. Разрезав ночную тьму светом люстр, мы встали полукругом перед домами. Сказать по правде, хотя такую картину мы видели уже много раз, но все равно было немного не по себе, вероятно от того, что снег налетал с особым напором, в пустых домах ветер нашел себе дудочку, оставленную ушедшими хозяевами, и насвистывал какой-то печальный мотив в царящей тишине, которая с приходом ночи кажется густой и всепоглощающей, как бездна. Видимо неуютность витала в воздухе, поэтому долго задерживаться не стали, желающие побродили около домов, сделали пару кадров и мы отправились дальше, вернув домам лежавшую на них черную шаль ночи.


    > Церковь Преображения Господня в Потрусово. Церковь построена в 1828 из кирпича, на средства прихожан. Её мы увидели первый раз на ПЧ12 такой, когда еще боковая стена храма была цела, но время бесстрастной рукой разрушает несколько кирпичей и вот мы видим то, что видим сейчас.
IMG_7538_edit.jpg

    Ну а так как час был уже поздний, да и видимость ухудшалась из-за снежных зарядов, решили кратчайшей дорогой возвращаться в лагерь, отдыхать, чтобы завтра с новыми силами, отправиться к новым интересным точкам второго ходового дня.

    Альбом фотографий Первого дня Полной Чухломы 2016 на Яндекс.Фотках

    Спасибо за внимание!

    Продолжение тут!
Tags: костромская область, полная чухлома, пч2016
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments