Stanislav Pi (elbruto) wrote,
Stanislav Pi
elbruto

ПЧ2012 или в Чухреальность и обратно. Часть первая...

    В нашей стране проводятся несколько крупных джиперских фестивалей, ставших более или менее культовыми. Многие небольшие команды рассматривают такие крупные мероприятия как "полигон" для проверки боем своей команды в сложных дорожных условиях. Покатавшись несколько лет по самостоятельно составленным маршрутам разной степени сложности и протяженности, мы командой решили, что вот сейчас можно и нужно. Пора выйти в большой мир, себя показать, на людей посмотреть, других на тросах потягать, с новыми людьми познакомится и пообщаться. Решение долго вызревало и "доходило", а в далеком январе этого, 2012 года, на праздновании Нового года и обсуждении планов на год, основные требования к мероприятию появились на свет. Не хотелось езды "на секундомер", не хотелось фотофиксации всех путевых точек, хотелось вдумчивой рулежки, где нибудь в глубине нашей страны, чтобы и с бездорожьем повоевать и на интересное посмотреть.



    В один из солнечных летний дней, когда измученная минеральной водой душа хотела затяжных осенних дождей и распутицы, просматривая в летнем испепеляющем зное форум команды "Там в России" кто-то из нас наткнулся на многочисленные отчеты о прошлогоднем джип-фестивале "Полная Чухлома" и мы загорелись. Загорелись самой идеей, идеей которая позволяет по другому взглянуть на нашу жизнь, на нас самих. Особый формат мероприятия, в котором фактически командам участникам предоставлена полная свобода выбора действий - можно "рубится" в помпасах все три дня, изредка высылая в лагерь самого быстрого гонца с целью отметить команду или ехать по грейдерам и лесным дорогам к спрятавшимся от людских глаз в одичалых лесах костромской тайги заброшенным храмам, деревням, уникальным образцам деревянного зодчества. Кроме того добавлял остроты погодный фактор - достаточно серьезные природные условия, когда за день температура воздуха легко могла от плюсовой осенней сменится на хороший зимний минус и наоборот.

    Все это дополнительно подливало "масла в огонь" горящий у нас в душе. Пришлось правда пойти на ряд упрощений и допущений. В связи с тем, что kostey_vlзаимел проблемы с машиной, мы обратились в дружественный клуб "КВТ4х4", руководитель которого любезно пригласил нашего соратника к себе на борт штурманом. Кроме того пришлось и нам срочным образом решать проблемы технического состояния нашего Слонопотама и оснащать наш авто средствами выживания в осенне-зимнем лесу. Объем работ был выполнен колоссальный и даже не взирая на закручивание последних гаек в вечер перед выездом, мы 1 ноября вышли на старт.

Немного истории...
    Прежде чем "погружаться" дальше настоятельно рекомендую прочитать чуть-чуть истории Костромской земли вот тут

В путь.
    Москва прощалась с нами морозным ясным днем, периодически нагоняя поземку, как будто махая нам в след белым платком. Мы традиционно опоздали при сборах, а второй экипаж пользуясь нашей заминкой судорожно закупается провизией в крупном сетевом магазине.

> Команда на старте


   Узнаем печальное известие - стало окончательно ясно, что заявленный третий экипаж из команды КВТ потерял двигатель и потому мы бесповоротно едем в два экипажа. Печально и немного грустно - ребята очень рвались, но видно не судьба. Но мы уже мчимся по узким улочкам Пушкино и вырываемся на трассу "Холмогоры".

> "Холмогоры". Дорога на Чухлому была через зиму. А через каких-то 5 дней дорога на Москву будет через осень с зеленеющей травкой.


   Дальше был ничем не примечательный рывок сквозь зиму в сторону Костромской земли. Мелькали указатели Переславль-Залесского, Ростова, Ярославля, какие-то небольшие населенные пункты, а мы переводим дух только за несколько километров перед рекой Вага, в районе деревни Малые Соли, потому что в ней идет ремонт моста полным ходом и через мост организованно реверсивное движение. Потратив часок на томительное ожидание, попутно ведя счет самых паздывающих из числа автомобилистов, снующих по обочинам и полосе встречного движения, мы преодолеваем мост и въезжаем в Кострому.

> В дороге мы видели во всем знаки. Вот и еще один знак - именно в Переславль-Залесский мы вышли на дорогу в путешествие в первый раз


> В дали виднеется Ростовский Кремль


> Небольшой перерыв на обед. Кругом зима


> Та самая злополучная пробка


    Проехав практически без проблем город на сквозь мы оказываемся на трассе на Галич и тут первый шок - трасса покрыта толстенным слоем льда, а чтобы было веселее какой-то сердобольный житель на тракторе решил счистить гребенку снега между полосами точнехонько нам под правые колеса. Таким волшебным образом приравнялась наша обочина, и без того покрытая снегом и скрывающая лед с колеей для правых колес на проезжей части. Пришлось включать полный привод, так как обувка Слонопотама не располагала к активной рулежке и вышеописанная дорога тоже предупреждала, что лучше не торопится.

> Кострому проезжали в сумерках


    Дальше поехалось легче, но чуточку опаснее - ночь стала накрывать землю своим крылом и пока едешь в свете своих фар, то дорога кажется сухой и не пугающей, а вот стоит увидеть блеск асфальта в свете фар приближающейся встречной машины - прошибает холодок, потому что начинает казаться, что ты мчишься по голому и отполированному до блеска льду и невольно отпускаешь педаль акселератора. В таком напряженном виде прыгаем на последнюю сетевую заправку в Галиче. Заполняем баки топливом под пробку, забиваем 40 литров в канистры экстренного запаса, посмотрев последний раз на людей из Матрицы грузимся по машинам и погружаемся в черную зимнюю Чухночь.

    Поворот на грейдер и после нескольких километров пути позвоночник методично осыпается в исподнее. Грейдеры был засыпан снегом в последний снегопад, потом когда-то это подтаяло, подморозилось, потом снова таяло и снова подмораживалось, чем-то гусеничным полировалось и теперь жесткая гребенка стелилась под колесами. Такой стиральной доски нам предстояло преодолеть еще множество километров, поэтому вспомнилось предупреждение организаторов и мы решили сделать привал, а за одно и уменьшит давление в шинах до 1,4 атмосфер. Где-то на втором колесе выплыла из темноты шНива и остановилась возле нас. Из-за опустившегося стекла появляются веселые лица пары ребят, которые интересуются все-ли у нас нормально и получив утвердительный ответ, перекинувшись шутками с нами уезжают в ночь. На 4-ом колесе из ночи начал раздаваться скрип и скрежетание металла. Из густой темноты материализуется лесовоз, полыхая огнем, словно призрачный корабль, живущий в этих лесах и бороздящий окрестные дороги. Особое сходство с призрачным кораблем усиливается прицепом с вереницей длинных вертикальных стоек для поддержания перевозимого леса. Но нас еще ждет дорога, поэтому бодро грузимся по машинам и отправляемся в дальнейший путь. По дороге до первого лагеря ничего сверх интересного или стоящего отдельного упоминания не происходило. Мы спокойно докатили до лагеря, по пути встретив больше машин с Чухидентификаторами (наклейками на заднем стекле), чем за все три месяца подготовки к погружению. Прибыв в лагерь мы первым делом проскакали сайгаками к организаторам, отметились, что наша славная и доблестная команда прибыла, получили стартовые пакеты и отправились на поиски подходящей бухты для наших дредноутов. Найдя подходящее местечко на отшибе возле леса, набуровили блинчиков, пожарили шашлыки, поужинали, опрокинув по бутылочке хмельного "чтобы всегда доезжалось" и отправились спать по машинам.

День первый...
    Утро встретило нас густым туманом. И окружением другими командами. Так как экипажи подъезжали всю ночь, то полянка, бывшая в час нашего прибытия крайней у леса, стало центральной в "деревне". Начался томительный утренний процесс сборов и подготовки к выдвижению. Когда мы поглощали утреннюю кашу, то мимо нас потянулись на маршрут другие команды. Не выдержав такой несправедливости мы максимально ускорились в своих сборах и через час вешали номерки на доску у организаторов.

> Важный процесс - обклеивание машин.


День первый. Урочище Высоково - Николаевская церковь в Коткишево.
    По замыслу организаторов, практически возле лагеря притаилось несколько точек, поэтому первой на повестке дня у нас была Николаевская церковь в деревне Коткишево 1810 года постройки. Отличительно чертой церкви являются cохранившиеся уникальные фрески на внешних и внутренних стенах. Одна из немногих в округе никогда не закрывавшихся церквей. Изначально храм назывался Рождественским. Кроме того поблизости находился еще питомник лаек и маламутов, являвшийся одной из путевых точек, но чтобы не печалить моего штурмана (бубакины наша слабость), я попросили команды проехать мимо эту точку.

> Ворота перед церковью


> Николаевская церковь в Коткишево, 1810 г.


> Стайка вездесущих квадриков


    Далее наш путь лежал к смотровой площадке в урочище Высоково, от которого осталась только небольшая мемориальная стелла. На этом пути и была для нас припрятана первая засада - практически иллюстрация к пословице "Не зная броду не суйся в воду". Описывать весь процесс экстракции двух подсевших внедорожников смысла нет, поэтому сразу итог - Патриот, силами своего экипажа, отлебедился за ближайший подлесок, а нас аккуратно сдернул экипаж Лехи Рыбачка под номером 248, проезжавший мимо, за что ему отдельное большое спасибо)

> Следы пребывания в засаде и дальнейшего их счастливого освобождения


> Видовая площадка Высоково


> Вскарабкавшись к Высоково


   Дальше, преодолев поле покрытое снегом, поюлозив в колейке мы оказались на видовой площадке. Даже сквозь туман вид представился захватывающий. И что было особенно удивительно - лежавшей на земле густой туман практически не портил его. Полюбовавшись окрестностями, решили удовлетворить тягу экипажа Патриота к техногенным пейзажам.

> Это направление у нас было вполне нормальной дорогой


> Попутно вствречались такие мосты


> Окрестные пейзажи не отличались особой оригинальностью, но опрятны и красивы


    По дороге к асфальту нашли интересную и живописную короткую дорогу. Немного забросали борта Костромской грязью для проформы. Выскочили на асфальт и помчались в сторону площадки для тренировки тяжелых грузовиков-ракетовозов. Там-же недалеко посмотрели на остатки пусковой шахты. Собственно эти точки были больше интересны нашему первому борту на Патриоте, мы-же довольствовались общими видами природы)

> По дороге к техногенным сооружениям


> Гаражи ракетовозов или каких-то других больших грузовиков


День первый. Продолжение. Длинная желтая дорога.
   Потом мы решили пройти про длинной срезке желтого цвета до села Успенье.На этой дороге мы провели практически большую часть дня. На этой дороге мы форсировали множество луж разной глубины, на этой дороге мы чуть не потеряли фонарь из заднего бампера. На этой-же дороге мы "лихо" пронеслись по притопленным в луже бревнам, только чудом ничего не оторвав и не сломав ничего под машиной.

> Типовой дорожный вид со штурманского места


> После очередной водной преграды чуть не потеряли задний фонарь


> Из леса в лес


    По дороге проезжаем поля, заброшенные деревни, чернеющие остовы деревянных домов, зияющие пустыми глазницами оконных проемов, прикрытые обвалившимися скатами крыш. Кругом видны следы деятельности хозяйственной руки, но деятельность эта осталась в прошлом. В какой-то момент этого бесконечного движения по безлюдному полю с чернеющими то тут, то там, "скелетами" деревянных изб возникает ощущение, что ты один-одинешенек, есть только твой штурман и второй экипаж и никого живого во всем мире больше не осталось.

> Дорога к очередным следам пребывания человека и лесу


> Стоящий там и тут остовы деревянных срубов


    Стоит выйти из машины и звенящая тишина заполняет все вокруг, разбавляясь только тарахтением моторов. Проехав по полю снова ныряем в подлесок, подлесок кончается и снова оказываемя на поле, поле кончается и начинается подлесок, так продолжается несколько раз, пока мы не оказываемся на краю поля, на противоположной стороне которого виднеется шпиль церковной колокольни и вьется дымок из печных труб.

    Надежды тщетны. Мы оказались в деревне... не Успенье. В последствии, когда мы уже в лагере пытались понять куда-же мы приехали в конце-концов, на всех навигаторах треки оказались не записаны, название деревни никто из нас не запомнил. Поэтому так она и оставалась неизвестной деревней Икс некоторое время, пока уже дома, востанавливая наш маршрут, мы невыяснили, что мы забрались в село Потрусово, неудачно повернув на одной из лесных развилок. А церковь, которую мы увидели, была Преображенская церковь в селе Потрусово, построенная из камня и кирпича в 1828 г.

> Первое, что мы увидели выехав из леса


> Вдалеке Преображенская церковь в селе Потрусово


> Преображенская церковь в селе Потрусово


   Выбравшись на проезжую дорогу быстренько посовещались и решили, что надо срочно пообедать. Так как наш дальнейший маршрут лежал на Николу-Полому, то решили двигаться туда и искать попутно место для обеда. Найдя симпатичное ответвление срулили на него, где предались поеданию горячего и питательного, заливая это дело горячим какао. Жить сразу стало лучше, жить стало веселей.

> По дороге к обеду...


> И чуть дальше снова по дороге к обеду...



День первый. Продолжение. Николо-Палома
   С новыми силами мы ломанулись дальше по маршруту на Николо-Палому. Между тем начало смеркаться и мы стали понимать, что максимум что мы успеем увидеть еще, это пара точек, а дальше только в лагерь или рубится всю ночь. Попутно сделали печальное открытие - обе бензопилы вышли из строя. Это сразу поубавило пылу по пункту зарубиться, так как валить лес ручными пилами совершенно нам не улыбалось.

> Очередная путевая точка


   Решили посмотреть водонапорную башню, попутно посетив местный продмаг и полюбовавшись в нем на терминал быстрой оплаты, соседствующий с печью, которой отапливается магазин. Удовлетворив свою тягу к любованию водонапорной башней заехали посмотреть на сохранившиеся фрески в храме Вознесения Господня (встречается название церковь Николая Чудотворца). Не взирая на наступление ночи и темень на улице мы решили все таки доехать.

> Водонапорная башня в Николо-Поломе


> Очертания церкви Вознесения Господня в Николо-Поломе в свете фар


    По пути от церкви решили, что стоит выдвигаться в сторону лагеря, так как все еще предстояло решить проблему с дровами и неработающими бензопилами. А между тем вечер становился все холоднее и актуальность костра повышалась с каждый минутой. Чтобы не трястись просто так по обледенелым и корявым дорогам, мы нашли неплохую срезочку до асфальта, котороый и воспользовались.

    Поколесив по дорогам и уже на подъезде к лагерю стало ясно, что надо что-то придумывать с дровами, так как градусник бессовестно падал, показывая уже -12. Попытки реанимации бензопил особыми удачами не увенчались. Самым разумным, в связи с этим показалось решение купить дров у местных жителей. Прокатившись сквозь сельское поселение Атнропово решили, что придется ходить по домам. Но на самом выезде из деревни приметили механизаторскую станцию каких-то грузовых машин и решил поспрашивать у местных, что и как у них тут с дровами. Сунулись, поздоровались, спросили и, о чудо, нам совершенно безвозмездно выдали пару-тройку полешек, немного сырых, но вполне годных дял ростопки и последующего костерка. За это водителю Оки, который подсказал куда идти и женщине из сторожки огромное спасибо и земной поклон, потому что ваши поленца согревали нас два дня кряду. Очень жаль что забыл спросить ваши имена.

    Добравшись до лагеря и до палатки организаторов, свободные от руления члены экипажей получили по стаканчику горячего и ароматного глинтвейна, а рулящие руководящее указание, что располагаться можно в любом удобном месте на поле и наказ утром приходить за картами и гостинцем. Немного поколбасившись стронулись с места и прорвавшись по целине заняли место у кромки леса. Помянув добрым словом людей с базы механизаторов в Антропово разожгли костерок, приготовили ужин и стали по мере возможностей наслаждаться заслуженным отдыхом, горячей едой и теплом живового костра, обсуждая увиденное сегодня и делясь мыслями о планах на завтра.

   Продолжение следует...


Написано дляru-discoverers
  Фото от kostey_vl унд elbruto унд lutreada
  Текст от elbruto унд lutreada
Tags: Костромская земля, Полная Чухлома, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments