Stanislav Pi (elbruto) wrote,
Stanislav Pi
elbruto

  • Mood:
  • Music:

Karjalan2015. #2. Бесов нос и Пери нос

   Петроглифами называют все изображения на камне с древнейших известных времен (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Ученые пока не пришли к абсолютно однозначному определению этого термина. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тесаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах. В основном - это высеченные на поверхности прибрежных скал, изображения животных, птиц, рыб, лодок, людей и других, зачастую, непонятных знаков.




   Термин «Петроглифы» образован от греческих слов «pétros» - «камень» и «glyphé» - «резьба, вырезание». По имеющимся приблизительным подсчетам, в мире общее число рисунков на скалах достигает 20 миллионов фигур, которые сконцентрированы более чем на 20 тысячах участков в 78 странах.

> Несколько километров с большим трудом верится, что едешь по Карелии, краю камней, мхов и болот.


   Два года назад мы впервые побывали на Бесовом носу, но в тот раз поездка была достаточно спонтанной, поэтому мы не успели толком приготовиться к ней. Уже дома мы стали более полно и подробно изучать историю Онежских петроглифов и выяснили, что, например, лучше всего фотографировать петроглифы в контровом закатном или рассветном свете и что на расположенном рядом мысе Пери нос, недалеко от которого был наш лагерь, тоже есть большая группа изображений. Поэтому в этот раз, более серьезно подготовившись и собрав информацию, мы отправились к деревне Каршево.

> Мосток в Каршево. С каждым годом все более и более дряхлый.


> Приток речки Черная, все так-же живописен и красив, как при первом нашем знакомстве.


   Дорога до Бесова носа и пару лет назад не была сильно простой, изобилуя глубокими колеями, сдобренная интересным рельефом и несколькими спецпрепятствиями - несколько больших болотистых луж, "рукодельные" мостки из нескольких бревен, а сейчас, стараниями внедорожного братства, она местами стала сложнее. Но, как театр начинается с вешалки, так и дорога на Бесов начинается с преодоления моста сразу после деревни Каршево. Его состояние весьма плачевное и с каждым годом становится все хуже - сложилось даже ощущение, что местные его сами, тихой сапой, переводят на щепу и лучину. Не знаю где менее "щекотливо" наблюдать за преодолением моста - стоя на берегу и выдавая указания пилоту или-же находясь за рулем машины. Вариант исполнения роли штурмана мне не особо понравился, но правда и жена за рулем была не в восторге от ощущений пилота. Ну а дальше, за мостом, начинаются развлечения, которые мы любим - боковые крены различной степени крутизны, преодоление по рельефным буграм межколейников колей по диагонали, преодоление створов между стволами деревьев, лавирование среди пеньков и бревен. Местами дорога выводит к ровным площадкам на берегу реки Черная, на которых удобно сделать небольшой привал, глотнуть водицы или чаю, может быть даже съесть сухарь или бутерброд, если они конечно есть, чтобы с новыми силами продираться дальше через бездорогу.

> Мостик преодолели, но ручки и ножки предательски тряслись у обоих.


> В этот раз чаще было лучше ехать по самой очевидной дороге - состояние объездов удручало.


> Вот такая площадка на берегу реки Черная для того, чтобы перевести дух. Озадачились вопросом - почему тут стоит этот крест, но ответ пока не нашли. Ну а на стоящий тут скамеечке мы и переводили дух перед дальнейшим рывком на Бесов нос.


> Медленно и неумолимо покрываемся правильным "загаром" - эта дорога не изобилует камнями, но в ассортименте наличествует грязь и говнолин самой разной консистенции.


> Дорога опоясана густой сетью объездов. Но все равно иногда приходится задумываться - легче преодолеть основную дорогу или расколбас на этом объезде объезда.


> Конец странствия сквозь сумрачный подлесок - наконец-то выбрались на высокий светлый берег Онеги.


> Онежские петроглифы разбросаны разрозненными группами на мысах Бесов Нос, Кладовец, Гагажий, Пери Нос и на острове Гурий. В целом Онежское наскальное святилище охватывает участок озерного берега длиной в 20,5 км и насчитывает примерно 1200 изображений, нередко объединенных в композиции. Вдали - мыс Кладовец нос.


> Самые большие группы петроглифов были обнаружены на мысах Бесов Нос и Пери Нос. Именно петроглифы мыса Пери нос мы и хотим посмотреть в этот раз.


   Оказавшись на берегу Онеги невольно жмуримся, и это немудрено - после лесного полумрака, в котором несколько часов кряду пристально высматриваешь дорогу среди грязи, колей, луж, блистающая гладь одного из самых больших озер, всей своей гигантской поверхностью, словно зеркало, отражает яркий солнечный свет, все еще несущий тепло лета. Уменьшив давление до 0,5 атм отправляемся через песчаный пляж к стоянке расположенной севернее мыса Бесов нос на высоком и крутом берегу среди высоченных и стройных сосен. Место оказывается свободным, поэтому встаем тут. Долго крутим машину для поиска наиболее ровного места, но в результате ставимся на место с красивым видом в лобовое стекло и поиграв давлением в шинах выравниваю машину для комфортного сна. Пока суд, да дело, жена навертела супца, пообедав которым, отправляемся на закатное фотографирование Беса и других узоров. Где-то в начала готовки супа из-за дерева неожиданно материализуется путешественник, которого мы, по традиции, приглашаем к костерку.

> Когда еще будет такой вид во время обеда - тишь и спокойствие природы, водная гладь Онего и прозрачная лазурь бездонного неба.


   Это и есть тот самый Анатолий Чернявский, о котором я упоминал в общей записи о нашем путешествии. Анатолий - мотоциклист­-путешественник из города Удомли Тверской области. Путешествуя на мотоцикле по Южной Америке, добрался до Колумбии, проехав Чили, Аргентину, Перу и Эквадор. Кроме того бывал в разных удаленных и не очень уголках нашей родины. Сейчас он совершает рейд вокруг Онежского озера, а свой мотоцикл он оставил в Каршево, чтобы сюда прийти пешком, не тратя силы на преодоление бездора на двух колесах. Но пока час ранний он уходит обустраиваться на соседней стоянке с обещанием вечерком зайти к костерку. Наши "измученные" лица тяжелой дорогой до Бесова носа можно увидить в егоотчете о путешествии вокруг Онеги. А мы, пообедав, ждем закатного солнца и отправляемся навестить Беса.

> Позади остается наш лагерь, освещенный лучами закатного солнца, а мы идем на Бесов нос, как в гости к старому другу.


> Узкая тропинка вьется среди невысоких упругих кустиков вереска, усыпанных бледно розовыми махонькими цветочками.


> Берега мыса сплошь каменные. Камни самых разных размеров, но среди них встречаются небольшие бухточки для стоянки лодок.


> Полями черники, брусники и можжевельника усеян почти вся поверхность мыса. В лучах закатного солнца это все кажется особенно красивым.


> Многие петроглифы отчетливо выделяются на фоне красноватой скалы, некоторые покрыты микролишайниками, поэтому разыскать их нелегко. Размеры фигур от нескольких сантиметров до 4 м (чаще 20 – 30 см). Среди них преобладают птицы (преимущественно лебеди), представлены лесные звери, люди, лодки.


> Среди Онежских петроглифов немало (и в этом их существенное отличие от Беломорских) загадочных, оригинальных и наполненных фантастическим содержанием. Прежде всего это знаменитая 'триада' на оконечности мыса Бесов Нос: 'бес' - двухметровая распластанная человеческая фигура, лосось и ящерица, в 'обрамлении' солярных и лунарных знаков – круги и полукружья с отходящими от них линиями-лучами (по другой версии, изображения охотничьих капканов).


> Странного виды рыбина, которая в литературе чаще всего фигурирует как "лосось", хотя, как по мне, так больше похожа на осетра.


> Небольшие кустики, как памятник жизни, пробивающейся даже на совершенно гладких камнях.


> Жена ищет хорошие ракурсы.


> Панорама Бесова носа (фотка - ссылочка на фото в оригинальном размере).


   Насмотревшись и сделав фото начинаем неторопливо возвращаться в лагерь. Я любуюсь красками, в которые весь окружающий мир окрашивает яркий рыжий диск Солнца, падающий на горизонте в Онегу. Жена лопает чернику, которая полями раскинулась на всем мысу и среди которой вьется тропинка. Оказавшись в лагере разводим костерок, а спустя какое-то время к нам присоединяется Анатолий. За неторопливой беседой и увлекательными рассказами из жизни мотопутешественников, об их различных мотослетах, тусовках, поездках и путешествиях, вечер незаметно перетекает в ночь. Ночь уже не такая белая как несколько месяцев ранее, но и темнеет заметно позже, чем в Тверской области и, тем более, в Москве, поэтому в скорости отправляемся спать.

> Совершенно фееричное зрелище из первого ряда.


> Вернувшись в лагерь решили поужинать. За ужином по телевизору показывали закат.


   Утром, пока мы просыпались, наш новый знакомый, сложил свой лагерь и по утренней прохладе отправился к Каршево за мотоциклом, чтобы продолжить свой путь. Мы-же завтракаем, собираем лагерь и отправляемся в небольшую утреннюю прогулку к находящемуся севернее Бесова Носа мысу Пери Нос. Здесь также сохранились наскальные рисунки приблизительно объединенные в 7 разрозненных групп. Вообще Петроглифы так-же были обнаружены севернее - на мысу Карецкий Нос, на полуострове Кочковнаволок около п.Шальский, но туда мы уже не будем ни заходить, ни заезжать. Дорога к Пери Носу идет так-же по берегу, забирается на возвышенность и проходит мимо небольшой лагуны, образовавшейся в высоком песчаном берегу под действием Онеги. Побродили по камням, нашли группы петроглифов, издалека оценили масштабы пляжей по которым нам предстоит возвращаться и пошли обратно в лагерь, а там, буквально через минут после нашего прихода, вновь из-за дерева, появляется местный старичок-лесовичек, который оказывается здешним егерем, живущим на одном из каменных островов. Он нам рассказал, что к стоянкам конкретно на Бесовом носу у местных милицейских сил действительно есть вопросы - так как это территория заповедника, то стоять там нельзя, а в местах обозначенных специальными знаками вполне можно. Кроме того, по указанию местного руководства, ведется подсчет туристов, которые приезжают сюда, видимо с целью подсчета потенциально возможной прибыли и превращения этого места в еще один национальный парк. Поговорили с ним о дорогах, о природе, о мысах, он нам рассказал про его житие-бытие и на этом мы с ним распрощались. Когда мы выехали на пляж, чтобы выбраться на дорогу его фигурка маячила вдалеке на пляже. Мы погудели ему на прощание, и он, помахав нам рукой и проводив взглядом, отправился дальше на Канин Нос. Мы-же начали углубляться внутрь лесного массива.

> Утром, в метре от стоянки, был найден вот такой красавец.


> Отправились в сторону мыса Пери нос. С этой стороны от нашей стоянки зеленый ковер был меньше усеян черникой, а больше красными крапинками брусники.


> Северная растительность.


> Красивая бухточка, на которую мы набрели по дороге на Пери нос. Вероятно отличная стоянка для тех, кто путешествует по Онеге на лодке.


> Жена нашла петроглифы и изучает их самым проверенным у нас способом и приспособлением - наощупь руками.


> В некоторых рисунках угадываются знакомые черты.


> Некоторые кажутся простым набором символов, хотя...


> Некоторые из рисунков не совсем понятны.


> На некоторых просто смесь знаков - люди, животные, космические тела.


> А иногда попадаются вот такие "полуфабрикаты". Вероятно охотник после неудачной охоты.


> Где-то там вьется дорога на Шальский. Время стремительно бежит, поэтому надо выдвигаться в сторону лагеря.


> Привет от людей.


   Дорога на Шальский, или как называл его старичок-лесовичек, "на Шалу", в отличии от дороги на Каршево, не содержит такого обилия грязи и говнолина, но вместо этого насыщенна различными каменными ступенями, торчащими из земли валунами и пнями. Дорога проходит по двум длинным пляжам и выходит к третьему, самому длинному, ведущему до Шальского. В наш первый приезд уровень воды в Онеге был существенно ниже и ширина пляжей была достаточно большой, а в этот раз нам приходилось умещаться между крутыми песчаными берегами и линией прибоя. Между пляжами дорога пересекает три мыса, в которых и содержится все внедорожное "веселье". На этой дорожке мы нашли два места, которые проходятся исключительно на лебедке. Эти места - овраг, примерно в середине второго мыса и длинный подъем со второго пляжа (два года назад мы лебедились только в горку с пляжа, а овраг проходили своим ходом, но популяризация...). Овраг мы преодолели, забросив "морду" и подтянув все оставшееся на лебедке, а вот с горкой вышел облом.

> Небольшая ямка - влезли насколько могли сами, а дальше затянулись на лебедке.


> Мы уже как-то встречали этот швартовый. Хотя может быть это уже его замена.


> Малиныч среди природы Карелии. Как будто в стране великанов.


> Хорошо стоим, сказал я. Лебедка померла и снова мы хорошо стоим, сказал я ровно через 2 минуты и через 20 метров от этого места.


   Как только мы начали подтягиваться на лебедке, преодолев буквально несколько метров, висевший в воздухе гул работающего электромотора вместе с редуктором, неожиданно сменился тишиной и осталось только тарахтение мотора машины - лебедка умерла. Машина беспомощно висит на натянутом тросу, впереди уклон с углом возвышения градусов 40-45 на высоту примерно метров 10-15, под колесами песок. Добравшись до рычага свободного хода освобождаю лебедку и машина под своим весом раскручивает барабан. Посылаю штурмана искать пути заезда на горку, а сам пытаюсь понять в чем проблема. Судя по всему помер мотор - контактор щелкает, но мотор признаков жизни не подает. Не поддаться панике было тяжело - позади дорога без крутой горки, но с парой мест где нужна лебедка, впереди дорога с горкой, где точно нужна лебедка и что там впереди тоже неизвестно. Штурман вроде нашел, примерно 500-600 метров назад не очень высокий подъем с пляжа и накатанную дорогу, уходящую в лес. Как только мы проехали по этой дороге метров 600, то уперлись в глухой завал. Разворачиваемся на пятачке, возвращаемся к пляжу и проводим небольшой мозговой штурм. Вариантов не очень много - по воде пытаться объехать мыс, продираться сквозь подлесок до нужной дороги после длинной горки, пешим ходом идти до Шальского за подмогой. Наверное от отчаяния предлагаю - "А давай попробуем с ходу!". Вероятно напряженность ситуации придала моему голосу какую-то уверенность, потому, что штурман на удивление легко соглашается с таким планом. Спускаем давление в колесах до 0,5атм, откатываюсь максимально далеко по предполагаемой траектории и раскатываю себе колеи в песке, чтобы на разгоне ничего не мешало. Последний раз откатываюсь до конца - для разбежки у меня всего метров сто, а дальше, градусов на 15-20 вправо, уходит горка. Выдыхаю, на пониженной просто включаю "драйв", чтобы автомат сам перебирал передачи, отпускаю тормоз, нажимаю и плавно утапливаю педаль газа. Горка стремительно начинает приближаться... в следующий момент я осознаю, что порыкивая мотором Прадос удаляется вверх от пляжа и стремительно приближаются верхушки деревьев, стоящие на вершине. Неожиданно передняя ось влетает на вершину, поэтому инстинктивно отпускаю газ, чтобы не остаться без переднего моста, а следом на вершине оказывается и задний мост. Прадос переваливает верхушку, скатывается с горки и останавливается, а в открытое окно влетает облако песка и пыли, поднятого нами. Вываливаюсь из машины, колени от напряжения дрожат и приходит смутное понимание, что горку мы взяли. С губ срывается какое-то витиеватое ругательство, в том смысле, что "Вот как здорово!" и даже с вершины слышу ликование штурмана где-то внизу на пляже.

> Черника. Оказалось, когда её в задумчивости ешь, то как-то сразу легко начинаешь видеть возможные варианты объезда и нужные траектории. Чудесная ягода!


> Дорога идет прямо по камням. Иногда взбирается на "спины" громадных каменных глыб, а иногда прыгает по длинным курумникам.


   Дальше пришлось вспомнить тактику езды на Паджеро, ведь пока была жива лебедка, успокаивала и грела мысль, что в случае чего подтянемся, а без неё ухо нужно держать "востро", так как теперь любая ошибка была чревата долгими физическими упражнениями. Но при помощи моего штурмана, которому пришлось немного побегать перед машиной, прокладывая оставшийся путь ногами, мы все таки вышли к последнему пляжу перед Шальским. На пляже мы свернули к ближайшей полянке с оборудованным местом под стоянку и сделали перерыв, с целью немного поесть и выдохнуть, так как после прохождения последнего мыса, хотелось упасть и уже никуда не ехать.

> Напоследок немного помочили колесики в водах Онеги.


> Мои два верных помощника в преодолении этого маршрута.


> С Шальским нас разделяет несколько километров песчаной полосы пляжа.


   Но выпив горячего чая и закусив бутербродами потерянные силы вернулись обратно, поэтому немного отдохнув и в очередной раз порадовавшись, что никто никуда не торопится, мы немного побродили вдоль кромки Онеги, умылись, да поехали на выезд к Шальскому. Пару километров по пляжу, мимо лодок, вытащенных на берег и вот мы в деревне. Местная ребятня, под присмотром мамашек, резвилась в Онеге, наслаждаясь последним летним теплым солнышком. Когда мы проезжали мимо, изумленная детвора замерла, но стоило нам погудеть им и помахать руками, как детской радости не было предела. Ну а мы выбрались на асфальт, проехали "Шалу" и на какой-то из свороток накачав колеса до рабочего давления, отправились, через Пудож в сторону северной оконечности Онежского озера, к мысу Катюхин наволок, на котором спрятан одноименный геокешерский тайник TR/11192. Подъезжая к Пудожской заправке заметил, что на путь от Вытегры, через Каршево, Бесов нос, Шальский и до Пудожи, с долгим стоянием на холостых в процессе изучения дороги и лишними петлями в поисках объездов, мы потратили четверть дополнительного бака, в то время как Паджеро "умял" на аналогичный путь около 3/4 части бака высокооктанового бензина. Ну и для общей отчетности дорога от деревни Каршево до Бесова носа заняла у нас, приблизительно, 3 часа, а вот обратный путь от Бесова носа до Шальского занял уже 4 часа - сказалось лишнее время на пляски с лебедкой.

Ссылки:
Малиныч на Драйве2
Запись в бортовом журнале "Karjalan2015. Мысы Бесов нос и Пери нос."
Карельская осень 2013. Часть 2. Мыс Бесов нос.


Karjalan2015:
Куда и зачем мы ехали.

Составлено при помощи информации:
- портала Камни Карелии;
- статьи Петроглифы из Вики;
- Отчет Анатолия Чернявского о путешествии вокруг Онеги на мотоцикле.

Tags: karjalan2015, бесов нос, карелия, лето, отпуск, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments