Stanislav Pi (elbruto) wrote,
Stanislav Pi
elbruto

  • Mood:
  • Music:

Karjalan2015. #3 Карельский "Стоунхендж"

    Одной их дополнительных путевых точек в нашем маршруте, была мистическая гора Воттоваара. На её вершине-плато в древности находилось саамское капище, а на еще одной из вершин, велись ожесточенные и кровопролитные бои во время Великой Отечественной Войны. При упоминании Воттоваары в рамках нашего маршрута нужно сделать небольшое лирическое отступление - мы немного отмахали лишнего и в силу того, что информацию в пути брать нам было негде, сначала проехали до Гирваса, а уже от него поехали на Гимолы, хотя правильнее было-бы сделать наоборот. Так-же, перед выездом из дома, при чтении отчетов о посещении Воттоваары, у меня сложилось стойкое ощущение, что дорога туда является весьма бездорожной, а из-за умершей на выходе с Бесова носа лебедки, мы остались без средств к быстрому самоспасению. По этой причине весь дальнейший маршрут был критически пересмотрен с точки зрения доступности точек интереса и естественно Воттоваара вызывала вопросы. Оказавшись в цивилизации и ознакомившись с доступными отчетами о поездках к горе, стало вполне ясно, что проехать туда все таки можно, хотя не без небольших препятствий в виде глубоких луж и шатких мостков, но таким образом Воттоваара появилась вновь среди наших маршрутных точек.




    Гора Воттоваара, самая высокая точка Западно-Карельской возвышенности и её высота составляет 417 метров над уровнем моря. В переводе с древнесаамского её название означает «лес, в который не стоит ходить». Около девяти тысяч лет назад на этом месте произошло мощное землетрясение, в результате которого образовался гигантский провал. Тогда в центре горы возник естественный амфитеатр, усеянный маленькими озерцами и скальными образованиями. У местных жителей отношение к горе не однозначное. Некоторые относятся к ней настороженно, не сильно разделяя стремление туристов попасть на вершину, потому что гора в их жизни всегда пользовалась дурной славой и поэтому они предпочитают не посещать Воттоваару без крайней необходимости, а всем приезжим советуют дважды подумать перед тем, как отправиться туда. Второй тип местных жителей относится к ней достаточно спокойно - благодаря Воттовааре сюда круглый год едут туристы, и невзирая на то, что тут жизнь практически остановилась, давая тем самым средства к существованию для местных жителей.

> По дороге к Воттовааре нужно преодолеть 4 больших протоки между болотами. После каждой из них стоят "мемориалы" потерянным номерам.


>Дорога к горе вьется среди болотных лугов, огороженных каменными пристенками.


> Указатель. На нем как-бы написано - "Налево - каменистая дорога с небольшим участками каменного триала, направо - накатанная лесная песчаная дорога." Надписи не видно? Но она определенно должна там быть.


> Преодолеваем одну из луж. Хотя они все имеют пугающий вид, но у все каменное дно, поэтому проезжаются крайне легко.


    В сети часто смешивают "теплое и мягкое" - гора Воттоваара и Смерть-гора. В действительности Воттоваара и Смерть-гора это две разных вершины с плато на них. Воттоваара — это плато на высоте с отметкой 417 метров, а Смерть-гора — высота 265 метров, что в пяти километрах юго-восточнее от Воттоваары и именно на ней, в конце июля 1942 года, шёл 12-часовой бой 1-ой Карельской партизанской бригады, приведший к гибели более ста партизан и командира бригады И.А. Григорьева. В 1950-х годах в районе высоты "265" велись лесозаготовки, и рабочие стали находить останки погибших партизан и тогда-то и появилось название «Смерть-гора» или «Сопка смерти». Среди прочего военного снаряжения, найденного у погибших, был и миномёт. Так появилось второе название — «Миномётная скала», которое, однако, вскоре вытеснилось названием «Смерть-гора», данное местными жителями из-за того, что и посей день на высоте "265" и в её окрестностях находят тела и кости партизан.

> Дорога к вершине. Южная тропа, как и вся южная сторона горы - более крутая, но по тропе идущей по ней быстрее оказываешься на вершине, а северная - более пологая, но и идти существенно дольше.


> По дороге встречаем валуны, покрытые красным лишаистым мхом. Видя их понимаешь, почему местные с опаской относятся к горе.


> Пешеходная тропа вьется среди полей черники. Черники на северном склоне какие-то несметные количества.


> А черника соседствует с полями вереска.


    В Гимолы мы прибыли вечером. Дорога Гирвас-Поросозеро-Гимолы представляет собой изнурительный витиеватый грейдер и чем-то выдающимся, кроме своей "зубодробильности", не запоминается. Возможно виной тому был дождик, который хлынул как только мы покинули Гирвас и размыл песчано-каменное дорожное полотно, а может просто общая усталость от дороги дала знать. После Поросозера дождь усилился и от перспективы ставить лагерь мы немного загрустили. В Гимолах, притормозив возле магазинчика, мы решили поспрашивать у вышедшей к нам продавщицы на счет гостевых домов, услуг проводников и полезных советах. Выяснили, что остановится можно либо тут, в Гимолах, либо дальше по дороге в Суккозеро. В Гимолах кров путникам может предложить встреченная нами в магазинчике с шутейным названием "Вот-товаары!" продавщица и его-же хозяйка Валя, а её муж Александр - услуги проводника с возможностью доставки от деревни до Южной или Северной тропы к вершине. Как мы выснили, когда вернулись домой, Александр является одним из самых популярных гимольских проводников и по частоте упоминаний в отчетах может поспорить со "смотрителем" Воттоваары Сергеем Михайловичем Симоняном. Таким образом мы оказались и при крове на вечер и проводнике для подъема на гору. К слову про кров - нам выделили целый дом, который пустовал в ожидании новой группы туристов, с небольшой кухней, где мы в сухости и тепле смогли прекрасно поужинать и позавтркать.

> Чем выше поднимаемся по тропе, тем больше можно увидеть вокруг. Невзирая на облачность и пасмурную погоду сквозь лес уже пробиваются панорамы на окружающий гору лес с блестящими громадинами озер.


    Вечером мы решили, что в зависимости от того, какая будет завтра погода, мы будем строить наш день - если будет настроение, то устроим дневку, а если нет - поедем дальше. Утро разрешило наши сомнения и оказалось серым и пасмурным, поэтому мы шустро позавтракали, собрали вещи и отправились к вершине. Так как местные зависят от туристов и от туристического сезона, то этим-же они зарабатывают на жизнь.
    Утро принесло новость - Александр с нами не идет, так как случилось какой-то форс мажор и ему надо помочь вывезти группу туристов с южной стоянки, но обещал нам дать координаты захода на южную стоянку и от неё тропу. Ну да нам только лучше - концепция одиночного путешествия и тут нам только на руку. Тепло попрощавшись с приютившими нас хозяевами, мы отправились на гору. Гору по периметру опоясывает старая дорога, которая вела к карьерам на склонах Воттоваары и по которой сейчас носятся проводники и туристы. Дорога закольцована и проезжаема в любом направлении, но нам показалось, что западная сторона проезжается медленнее и качество покрытия хуже, а восточная - более быстрая и ровная. При этом дорогу окружают многочисленные болота, протоки между которыми, разрушают дорогу и создают большие и глубокие лужи.
    По западной дороге мы вышли к северному склону, где, недалеко от безымянного озера, оставили машину, взяли рюкзачок с термосом, бутербродами и зонтиками для пешей вылазки. Стоило нам сделать буквально несколько шагов, как из-за ближайшего поворота вышла группа молодых ребят, о которых я уже упоминал, студенты Петербургского Политехнического университета Всеволод, Семен и Настя. После того как мы выяснили, что идти нам всем примерно в одну сторону и что у ребят есть предполагаемая нитка маршрута, а у нас есть координаты точек интереса, мы решили что нужно укрепить это обоюдовыгодное сотрудничество и пошли к вершине вместе.

> О приближении к вершине говорит меняющийся лес - внизу он густой и смешанный, а чем ближе к вершине, тем больше начинают преобладать елки, причем практически лишенные иголок.


> Появляются первые "драконы" - деревья, словно в насмешку над всеми, макушками воткнуты в землю, а к небу торчит корявое корневище.


> И вот мы на плато горы Воттоваара.


> Местами на плато пробивается какая жухлая растительность.


> Но в основном оно выглядит так - переплетения камней, мхов и одиноко стоящих корявых деревьев, ощетинившихся острым ветками.


> Валун, без фотографии на котором подъем на Воттоваару не засчитывается. Мы решили, что фотографии одного из наших спутников на этом камне будет вполне достаточно.


    Оказавшись на плато, на котором располагалось древнее капище, оглядываешься кругом и захватывает дух от увиденного. Да, пусть облачно, пасмурно и видно только километров 5 во все стороны, но глаза скользят по расстилающемуся перед нами зеленому ковру леса между громадными зеркалами озер. А кругом, среди исковерканных, покореженных и "завязанных" в узел деревьев, гуляет ветер, принося то морось, то теплый воздух и кругом, среди нагромождений каменных голов, поля черники. А над головой серая вата облаков и кажется - протяни руку и сможешь утащить кусочек. Несколько раз попались группы туристов - некоторые идут в сопровождении проводников, а некоторые гуляют сами по-себе. Тропка, по которой мы идет, то вьется среди очередного поля черники, то витиевато петляет среди булыжников, торчащих из земли, а иногда запрыгивает на большие плоские камни. Заметили любопытный момент - у основания горы много поваленных деревьев, а чем выше поднимаемся и тем меньше их становится.

> Встретили еще одного "дракона".


> Индейский ловец снов с нашими северными мотивами.


> Вершина. 417 метров. Хотя все наличные GPS приемники показывали 409 метров.


> Панорама с дороги к вершине. (фото - ссылка на панораму в оригинальном размере).


> Очередной "дракон" - хотя больше похож на кикимору или какое-то сказочное чудище. Всплыла в голове Мора из повести о Мумий-Тролле.


> Многие деревня покрыты клочковатым мхом.


    Что интересное можно увидеть на Воттовааре? Тут все очень и очень индивидуально. На вершинах находится большое число (около 1500 тысяч групп) сейдов. Наибольшая концентрация сейдов на самой высокой точке гряды, где камни располагаются группами по несколько штук. Наибольший интерес у нас вызывали конечно крупные камни, вес которых достигает нескольких тонн, которые как-бы поставлены на «ножки» из камней поменьше. Каждый может себе подобрать легенду появления сейдов по душе. Мрачные саамские шаманы, воздействие инопланетного разума, воздействие ледника - стоя не вершине, среди царапающих небо остовов деревьев, легко можно поверить в любую из них. Особую поддержку таким теориям дают камни покрытые кирпично-красным, или кроваво-красным, мхом, которые в изобилии встречаются в окрестностях горы. Есть вполне стройная теория, согласно которой эти сейды появились при вытаивании из материкового льда валунов и глыб разного размера, которые оседали на отшлифованных ледником скалах. Песок и небольшие обломки с течением времени постепенно вымывались из-под их основания, оставляя только плотно прижатые камни. Но наиболее часто упоминаются теории, в которых Воттоваара является центром некой энергии, подобной Стоунхенджу в Англии, где совершались священные обряды и жертвоприношения.

> Каменная глыба "Голова шамана" на стене амфитеатра.


> Каменный амфитеатр, в котором виден тот самый жертвенный камень, а чуть дальше - серебро болотинки.


> Наша "группа" (кроме автора). Слева направо: моя жена, Семен, Настя и Всеволод.


    Кроме сейдов, на вершине можно увидеть каменный амфитеатр - достаточно ровная и широкая площадка, вокруг которой камни располагаются в форме, характерной для учебной аудитории и в нем-же находится несколько небольших болот. В том месте, где обычно должен находится профессорская кафедра, лежит громадный плоский белый камень со странной крестообразной трещиной в центре. По интернетам ходят слухи, что время внутри амфитеатра идет медленнее, чем вне его. Не знаю у кого как, но у нас что внутри, что снаружи время текло совершенно одинаково и неумолимо. Среди покрытых мхами и лишайниками скал стоит множество каменных конструкций - столы, стулья, столбы. Сплав удивительной карельской природы и недвижной красоты каменных пейзажей, позволяют почувствовать себя как будто в сказке!

> Побродили в поисках каменного лабиринта, но оказалось что его больше нет - в связи с тем что его сложили туристы, приезжавшие сюда, его разобрали. Пытались найти какие-то характерные сейды из больших камней, но попадались только маленькие.


> Один из сейдов, встреченных нами.


> Исковерканный и перекрученный корень, в который для завершение превращения ударила молния, превратив его в головешку.


> Наткнулись на расселину. Края идеально ровные, как будто сделана гигантским ножом в толще камня.


    Погуляв по вершине мы заметили, что время-то уже послеобеденное, а нам еще предстоит спуск и дорога обратно. Наши спутники как раз тоже уже собирались возвращаться, поэтому мы дружно повернули в обратную дорогу и пошли по приметной тропке северного склона. На одном из привалов мы с женой заприметили за камнем бело-черный прямоугольник - оказалось нашли потерянный кем-то из туристов фотоаппарат. Долго думали, что делать с ним, но решили взять и попробовать найти владельца. На нашу удачу одной из первых фотографий в аппарате была фотография паспорта хозяйки. Поэтому на следующий день, как только мы оказались в зоне интернета через социальные сети нашли девушку и обрадовали её находкой и в скором времени она получит свою потерю обратно. Но это будет чуть позже, а тогда мы спустились вниз к стоянке ребят, с ними попрощались и каждая из групп отправилась своей дорогой - ребята отдыхать в свой лагерь, а мы к машине, пить чай с бутербродами и двигаться в дальнейший путь.

> Еле утащил жену с вершины - будь её воля, она-бы продолжала скакать среди камней до глубокой темноты, попутно подъедая чернику.


> По дороге обратно к машине наткнулись на озерцо в скальном амфитеатре. Озеро весной наполняет водой, до самой осени обсыхает, чтобы зимой снова набрать снега и весной наполнится вновь.


> Через самую верхнюю точку амфитеатра идет тропинка с вершины. Наверху, кстати, просматривается наш спутник.


> Еще немного карельских камней.


> Поехали до Гимол. Дорога по восточной стороне Воттоваары нам понравилась больше.


    По дороге назад заехали в Гимолы, где попытались найти координаты проводника, который водил владельцев "потеряшки" на вершину, попутно встретились с путешествующем по Карелии москвичем Борисом, который в молодости несколько лет работа в Карелии геологом, а теперь ездит сюда на сбор грибов, ягоды и рыбы. Найти контактные данные владельцев фотоаппарата нам не удалось, поэтому мы купили кое каких вкусностей к чаю и покатили в сторону Гирваса. Дождем, который с переменной интенсивностью поливал последние несколько дней, изрядной размыло дорогу обнажив множество небольших выщерблен в дорожном полотне, проезд которых весьма ощутимо отдавался на кузове Малиныча, невзирая на 1,6 атм в колесах. На подъездах к Гирвасу дождь припустил с новой силой и для лагеря нам пришлось натягивать тент под проливным дождем. Удивительно, но почему-то было совершенно не холодно, поэтому мы вкусно поужинали, немного посидели в теплом свете газовой лампы, прислушиваясь к задуванию ветра в ветвях окружавшего нас леса и сбивчивой барабанной партии дождя на поверхностях кузова Прадоса. Впереди нас ждало несколько водопадов, Рускеальский мраморный карьер и другие красоты Карелии.

> Позади осталась Воттоваара, куда нам хочется еще вернутся. Впереди ждет наш маршрут и новые встречи.


Ссылки:
Karjalan2015 в ЖЖ:
Куда и зачем мы ехали.
Бесов нос и Пери нос

Малиныч на Драйве2
Запись в бортовом журнале "Karjalan2015. Мы - дома!"
Запись в бортовом журнале "Karjalan2015. Мысы Бесов нос и Пери нос."
Запись в бортовом журнале "Karjalan2015. Карельский "Стоунхендж."

Использованы материалы:
- статьи Мифы и реальность горы Вотто-Ваара". Симонян С.М.
- портала Камни Карелии.

Tags: karjalan2015, воттоваара, карелия, отпуск, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments