
В карьере добывался мрамор четырех сортов - пепельно-серый, серый с серыми прожилками, бело-серо-синий и серо-зеленый. Именно в Рускеальском карьере были добыти основы для для облицовки Исаакиевского собора, отделки полов в Казанском соборе, изготовления деталей интерьера Зимнего дворца, оград Петергофа и Царского села, а также многих других памятников архитектуры Санкт-Петербурга.
> В дороге к Рускеале. Ехать по северному берегу Ладожского озера вообще крайне приятно, а местами иногда кажется, что едешь по импортной дороге, как где-нубдь в ближайшей Финляндии или "дальней" Норвегии.

> Практически сразу от входа в каменный парк открывается прекрасный вид на белые с серыми жилами отвесные стены большого мраморного каньона, который является визитной карточкой парка.

Название же самого поселка Рускеала, видимо происходит от карельского «ruskea» — коричневый, рыжий, красный по цвету воды в реке Тохмайоки. Уж, очень много в ней соединений железа. Железом богаты и местные рыжевато-коричневые почвы. В давние времена недалеко от Рускеала, в местечке Ханки добывали железную руду — охру.
> В скором времени тут появится еще один каменные комплекс с загадочным названием "Амфитеатр", а пока можно увидить остатки следов выработки каменного массива карьера.

На входе, вместо билетиков, мы получили бумажные браслетики ярко зеленого цвета, дорожную карту и снисходительное обслуживание "понаедут тут всякие там". Не могу сказать, что сильно расстроился, но неприятный осадок остался. Преодолев турникет, мы отправились в неспешную прогулку по прохладным аллеям среди мраморных стен, камней, многочисленных сейдов и сейдиков. После умиротворяющих прогулок в одиночестве, оказаться среди снующих туда-сюда людей, стремглав носящихся детишек, несколько дискомфортно. Но сделав несколько пауз на фотографировании мы как-то поотстали от какого-то шумного семейства, но шли немного впереди группы из братской Белоруссии, то есть пребывали в практически спокойно состоянии. Было желание еще прокатится на лодочка по ярко бирюзовой водной глади каньона, но ждать почти полтора часа в очереди совершенно не хотелось, поэтому мы это дело оставили на другой раз.
> Поражает цвет воды, которой заполнен каньон.

> Главный туристический символ Карелии, сейды из камней самых разных размеров, встречается по пути повсеместно. В парке, в связи с большим количеством камней кругом, число сейдов просто астрономическое.

> Все стены изрезана провалами штолен самых разных размеров и конфигураций.

Мрамор в Рускеала с 1769 по 1840-е годы добывали буровзрывным способом. Вначале рабочие вдоль подошвы уступа карьера и по краям размеченного блока проходили широкие и глубокие рвы. Для этого они использовали буры, которыми вручную, ударяя по ним молотами, сверлили в мраморе отверстия. Эти скважины затем забивали порохом и подрывали. Чтобы окончательно оторвать камень от скалы, также бурили скважины с тыльной стороны блока, и их тоже подрывали. Тогда блок откалывался от скалы и оседал на дно карьера.
Затем к работе приступали каменотесы, которые придавали блокам нужную форму. После этого камни грузили на крепкие сани, в них впрягалось несколько десятков лошадей, которые по снегу тащили столь великий груз до деревни Хелюля. Там камни оставляли до весны. С наступлением навигации сюда из Санкт-Петербурга приходили галиоты с продуктами. На обратном пути они загружались мрамором и отправлялись по реке Хелюля, Ладожскому озеру и Неве до столицы. С 1898 по 1939 годы Рускеальское месторождение интенсивно разрабатывалось на известь, декоративную крошку, щебень и облицовочные блоки акционерным обществом «Рускеала мрамор». По мере углубления и расширения основного карьера часть подземных тоннелей была уничтожена, но часть сохранилась в виде причудливых «пещер» и «гротов». Стены старого карьера пронизаны целой системой подземных выработок — штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами. Большая часть выработок после Великой Отечественной войны оказались затоплены. Общая протяженность горных выработок составляет несколько километров.
> По краям каньона, не взирая на достаточно безжизненную почву, раскинулись леса. Наверное всегда меня будет удивлять упорство, с которым лес цепляется за каменные глыбы и продолжает расти.

> Глубина вертикальных шахт колеблется в достаточно больших пределах, но точно известно, что большая часть их находится под водой.

> Над провалом свода пещеры в месте пересечения больших шахт растет ягода. И опять-же не взирая на окружающую обстановку.

> Везде рассыпаны осколки каменной породы с разнообразными хитросплетениями узоров прожилок. Двух одинаковых нет.

> И над всем каменными парком высится лес, цепляясь за каждый клочек земли.

> Сейд, стоящий на остатсках сколотой породы.

> Просто кусочек карельской природы, хорошего дня и нашего настроения.

Мраморный карьер - место без сомнения интересное. В начале 2000-х оно стало официально называться горным парком Рускеала. Карьер, для пущего благородства, теперь гордо именуется каньоном. К парку есть удобный подъезд и организованная парковка. Перед входом в парк посетители проходят через ворох разных сувенирных ларечком и лотков на любой вкус и цвет. В самом парке проложены аккуратные дорожки, не сильно выделяющиеся из общей картины горного парка, по которым и двигается основной поток туристов. Убраться куда нибудь подальше, чтобы в тишине и уединении погулять по парку, к сожалению не удалось - существующие дорожки достаточно определенно указывают направление движения.
> Итальянский карьер. Самая людная часть парка - народ норовит влезть на самый высокий камень и сделать "себяшечку" на фоне мраморной стены.

> Узоры, которые природа вывела на срезах каменной породы поражают воображение.

Большой мраморный каньон имеет протяженностью порядка 460 метров, а ширина в самом широком месте, порядка 100 метров, а расстояние от самой верхней точки стены карьера до его дна — свыше 50 метров. С тропы и нескольких смотровых площадок открываются чудесные виды на - бело-серые, словно в жилках, замшелые каменные стены карьера, пронизанные белыми жилами мрамора. Пешеходная дорожка ныряет в горизонтальную штольню в центре пронизанную вертикальной шахтой и после прогулки сквозь могильный мрак небольшой шахты (попутно поражаешься мужеству людей, работавших тут), оказываешься на противоположном краю карьера, перед разверзнутой пастью провала "Подземное озеро" - провал в массиве камня, в котором несколько горизонтальных шахт объединялись и в котором потолок обрушился вниз. Кажется, что внизу притаилось какое-то чудовище, наверное потому что периодически то из одного, то из другого тоннеля веет стылым спертым воздухом, но мы не замерли в испуги, а пошли дальше и попали в Итальянский карьер - место где от серо-белого мрамора рябит в глазах. Как раз вышло солнце и многие микрограни камней заиграли на солнце как миллионы маленьких зеркал. Затем дорожка вывела нас к западному берегу карьера, а там мы и оказались возле выхода. На прощание мы оценили масштабы очереди для катания на лодочках, удостоверились, что ловить нам тут совершенно нечего и решили идти к выходу. К слову, что мне очень понравилось, входить и выходить можно бесчетное количество раз за день. То есть, в теории, можно утром войти, погулять, выйти позавтракать, вновь войти, еще погулять, опять выйти на обед и так дальше, пока от серо-белого мрамора не будет рябить в глазах. Оказавшись у машины мы удивились число приехавшись машин - стоянка была заполнена очень и очень плотно. А нас ждала дополнительная точечка и геотайник.
> Противоположная сторона каньона, по которой посетители начинают путь по парку.

> В парке, кроме катания на лодочках, можно прокатится на блоке, но тросу закрепленному над основным каньоном. Так-же есть несколько альпинистких тренировочных площадок.

> Люди, такие люди. Ограждения придумали трусы!

"В 1820-е годы Санкт-Петербургский университет построил в Рускеала небольшой завод по производству извести, которая использовалась в строительстве названного учреждения. В 1826 году на Рускеальском известковом заводе значилось десять обжиговых печей («кожухов»), выложенных из мрамора.
После 1854 года Рускеальские мраморные ломки, оказавшиеся без государственных заказов, пришли в запустение. В первые годы застоя рускеальцы занимались выжиганием извести из оставшегося от прежней добычи мраморного окола, целые горы которого окружали заброшенные каменоломни. С этой целью недалеко были построены новые обжиговые печи, работавшие на дровах.
В 1860-1870-е годы в Рускеальских каменоломнях вновь загремели взрывы. Отныне мрамор понадобился для производства строительной, а чуть позже, еще и технологической (для отбеливания бумаги) извести.
В 1895 году в Отраккала, недалеко от карьеров, были построены первые три шахтных полугазовых печи для обжига мрамора, производительностью 17-20 тонн извести в сутки.
...
В 1947 году Рускеальский мраморно-известковый завод снова стал давать известь. По воспоминаниям ветерана завода Лесиной Л. И., мрамор из карьера подавался наверх в вагонетках с помощью лебедок. Наверху вагонетки, называемые «катюша», вручную толкали по подвесной дороге и разгрузочным галереям до печей известкового завода. В день из карьера поднимали до 40 тонн мрамора.
В 1960-1970-е годы продукция Рускеальского мраморно-известкового завода поставлялась в 10 республик и 17 областей Советского Союза.
В 1980-е годы Рускеальское месторождение отрабатывалось Рускеальским мраморно-известковым заводом ПО «Карелстройматериалы» и РПО «Росмраморгранит» МПСМ РСФСР. Добыча камня велась в двух карьерах.
...
Обжиговые печи Рускеальского мраморно-известкового завода были окончательно потушены в начале 1990-х годов. Из двенадцати карьеров, пройденных в Рускеала за 240 лет, сейчас работает только один, на месторождении «Рускеала-2», где добывают мрамор для производства щебня."
Из описания геотайника "Сказочный техноген. Рускеала [TR/12468]".
Выехав на трассу, свернув против основного потока уезжающих из горного парка, мы немного проехали немного в сторону границы с Финляндией, а буквально через километр свернули на непримечательную грунтовку и оказались перед шлагбаумом, перекрывающим въезд куда-то в глубь сумрачной и пыльной промзоны. Оставив машину прямо тут, на обочине, отправились в небольшое путешествие в промышленное безмолвие (крайне удачно, что мы решили приехать в воскресенье, потому что на карьере был выходной день). Путь, который предстоит пройти совершенно небольшой, каких-то метров 500, и вот мы оказываемся возле каких-то ничем не примечательных колонн. Вид с земли совершенно не захватывает - громадные ноги слона, уходящие в небо. Но стоит подняться в стоящую тут-же рядом водонапорную башню (будьте предельно внимательны, если вдруг соберетесь повторить этот поступок - вы действуете на свой страх и риск!!!), как перед изумленным взоров предстают настоящие вавилонские зиккураты, зияющие арочными провалами печей, и это вся восточная красота среди зеленого безмолвия северной Карельской тайги. Сделав пару фотографий мы отправились на поиски геотайника. Найдя его и сделав отметку о посещении, мы отправились дальше, по пути собираясь сделать остановку для того, чтобы съесть обеденные бутерброды и попить чаю. Для этих целей, у нас был даже припасен еще один тайничек.
> Наш Прадос отдыхает - пропускать за кардон его отказались, а мы, пешим ходом, отправились к тайнику.

> "Опасное" местечко. Сами собой в голове всплыли строчки классика "здесь русский дух, здесь русью пахнет".

> Если просто окинуть взглядом - заброшенная промзона. Но первый взгляд обманчив - если отвлечься от бетонных коробок, то кругом...

> можно увидить зиккураты, в которые превращаются эти печи.

> В основании печей, рабочие люки забиты остатками извести.

> Взяли геотайник.

Но нашим надеждам было не суждено сбыться - на водопаде Рюмякоски на реке Тохмайоки, высотой около 8-9 метров, когда-то была финская ГЭС постройки 30-х годов прошлого века. Но несколько лет назад она была полностью разобрана и сейчас на её месте стоит современная небольшая ГЭС, съемка которой вроде как запрещена - выглядит примерно так. Поэтому мы приютились на камушках, которыми в изобилии усыпан берег, и прямо на них пообедали под шум падающей воды.
> Для того, что добраться к обеденной поляне немного поскакали по такой каменной россыпи.

> Мы обедали с видом на это озеро.

> А вот так выглядела старая финская ГЭС. Фото взято у travelworld.livejournal.com/
Спасибо за внимание!
Ссылки:
Karjalan2015 в ЖЖ:
Куда и зачем мы ехали.
Бесов нос и Пери нос.
Karjalan2015. Карельский "Стоунхендж".
Karjalan2015. Водопад Гирвас.
Karjalan2015. Водопад Гирвас.
Прадо "Малиныч" на Драйве2
Составленно при помощи портала Горный парк Рускеала.