Stanislav Pi (elbruto) wrote,
elbruto

• Music:

Верхневолжье 2016. Часть 4. Тверская земля

"У хорошего путешественника нет точных планов и намерения попасть куда-то."
Лао-Цзы

Вечером предыдущего дня, в Старице мы распрощались в Практиками, которые отправились домой, а мы направились в сторону стоянки на берегу Волги, которую приметили в одну из поездок, когда с ребятами из клуба "КВТ 4х4" ехали через Держу к Старице. По дороге конечно терзали некоторые сомнения, которые всегда терзают при поисках хороших мест - вдруг место занято, вдруг там кругом сплошные засады из местных рыбаков негативно настроеных к залетным туристам, вдруг вообще там все разбомбили и теперь там лысый берег, ну в общем, суета ума из-за вынужденного безделья. Приехав на место мы увидели никем не занятую поляну, на которой и расположились. Некоторое разнообразие в общий фон вносила Волга, да местные рыбаки на противоположному берегу, медитировавшие на удочки и периодически менявшие свою диспозицию.

Путешествуя в прошлом году по Вологодскому межозерью (ссылочка) проникся красотой закатного света (почему-то раньше как-то не обращал внимания или он мимо проходил), когда умиротворяющие мягкие оттенки от лучей закатного рыжего солнца ложатся на землю, на простые полевые цветы, водную гладь озера или старинную церковь где-то в глуши. Созерцая окружающее пространство в этом свете в душе и начинается процесс единения с природой, когда не хочется никуда ехать, идти, шевелиться, а хочется любоваться открывающейся красотой.

За что люблю северное лето, так это за то, что живописные закаты длятся очень долго. Когда мы добрались до стоянки, на небе все еще катилось за горизонт солнце, хотя цвета стали уже более спокойными и пастельными.

Несмотря на то, что многие бытовые походные дела, как то постановка палаток, шатров и тентов нам не уже требовались, кое чем все же пришлось заняться для обустройства лагеря. А когда закончились все мелкие бытовые дела и приготовился ужин, солнце наконец-то село за горизонт и на небо вывесили бледно-желтый месяц. Рыбаки на противоположном берегу до темна пытались что-то выловить в реке, но в этом деле очевидно не преуспели, забросили донки и, негромко обругивая рыбу за нежелание ловится, отправились готовить ужин. Спустя какое-то время на том берегу затрещал костер и осветил своим светом полянку на которой мужики отдыхали.

Мы тоже отдыхали, поедали всякие вкусности, слушали ветер, запутавшийся в кронах деревьев, дышали свежим речным воздухом, смотрели в бинокль на месяц и на другой берег, подсматривали чем там занимаются рыбаки.

Утро встретило нас хорошей и ясной погодой. Стоит отметить еще один весомый плюс выбранной полянки - наличие обильной узорчатой тени от деревьев, которая укрывала нас от солнечной жары, сохраняя утреннюю прохладу.

Утром в "телевизоре" показывали красавицу Волгу, несущую свои воды к Каспийскому морю.

Как бы тут ни было хорошо, но надо потихоньку выдвигаться дальше - впереди нас ждут новые места и интересности.

Стоило нам выехать на дороги общего пользования, как от Волги потянулась к нам грозовые тучи самого мрачного вида. Подумав, решили двинуть в сторону Твери, в которой и строить план поездки на этот день, тем более, что жену стали одолевать рабочими вопросами, для решения которых нужен был интернет и мобильная связь.

Мы решили в Твери не задерживаться и проехать город насквозь, поискав в окрестностях интересные места. Таким интересным местом оказался Вознесенский Оршин женский монастырь. Монастырь находится в 22 км к востоку от Твери, в поселке Орша, который раскинулся на левом берегу реки Волги, при впадении в неё небольшой речки Орши, от которой и получил свое название. Первые упоминания о монастыре датируются 13-14 веками, что позволяет говорить о нем, как об одном из древнейших монастырей Тверской земли. Оршин монастырь был изначально мужским, обладал обширными землями, был значим в Тверской иепархии и славился строгостью жизни своей братии, ценивших безмолвие и молитвы. Кроме этого, славилась обитель и искусными иконописцами, про которых есть такая история. В конце 16 века ими был написан образ преподобного Нила Столбенского (святой русской православной церкви, основатель Нило-Столобенской пустыни на острове Столобный на Селигере) со слов и по рассказам лично знавших его. При открытии мощей святого в 1667 году обнаружилось необычное сходство иконы с ликом преподобного.

Сворачивая на дорогу ведущую к монастырю, оказываешься в "маленькой Карелии" - дорога бежит среди высоченных стройных сосен, стоящих на песчаниках, а сама земля усеяна мхом и нескончаемыми полями черники. Тут я сделал стратегическую ошибку - остановился, чтобы сделать пару кадров и разблокировал двери. Штурман, почувствовав слабину в защите, мгновенно оказался среди черники, совмещая процесс сбора ягоды с её поеданием. Оторвать от этого дела удалось с большим трудом, а так же пришлось клятвенно пообещать на обратном пути сделать остановку на часок в этом сосняке.

Вознесенский Оршин женский монастырь виден издалека, но оказавшись возле его стен невольно обращаешь внимание и удивляешься тишине в деревне.

В 17 веке, во время польско-литовских нашествий, монастырь неоднократно подвергался разорению. Почти вся братия была убита, храм осквернен. Хозяйство обители пришло в упадок, и в 1649 г. она была приписана «скудости ради» к Тверскому Архиерейскому дому, а к началу 20 века в обители оставалось только 7 насельников, поэтому в феврале 1903 г. было решено преобразовать его в женский. Первой игуменией стала матушка Евдоксия, которая приехала сюда с 8 сестрами из Воскресенского Новоторжского монастыря. Монастырь очень быстро стал благоустраиваться. Через десять лет здесь было уже около 140 сестер. Были отреставрированы храм и игуменский корпус, возводились деревянные кельи и хозяйственные постройки.

Вознесенский собор Оршина монастыря. Почти не изменился, несмотря на свой возраст и историю со взлетами и падениями.

К сестринскому корпусу с трапезной ведет дорожка, усеянная кустовыми розами, внося скромную красоту в строгость внутреннего убранства монастыря.

Тяжелые испытания постигли обитель после революции. В 1919 г. монастырь закрыли. На его территории устроили школу, храм сделали зернохранилищем. О судьбе игумении-настоятельницы и других сестер почти ничего не известно. В 1941 году во время войны монастырь занимал штаб советских войск, и поэтому его постоянно обстреливали немцы с противоположной стороны Волги, но практически безуспешно. С нашей стороны потерь не было, но сами каменные здания обители сильно пострадали от снарядов, а от деревянных построек не осталось вовсе ничего.

Крепкие каменные стены немного восстановлены, чтобы они органично дополняли архитектурный ансамбль монастыря.

По традиции, на территории монастыря похоронены настоятельницы.

Монашеская жизнь в обители возобновилась спустя почти три четверти века - в 1992 г. Первая настоятельница вновь открытого монастыря матушка Иулиания с двумя сестрами увидели прекрасный, но разоренный храм и игуменский корпус XIX века, совершенно непригодный для жилья. К счастью для сестер, монастырь окружала почти полностью восстановленная ограда. Других построек в монастыре не сохранилось. Поздней осенью в неотапливаемом храме служить стало невозможно, и владыка Виктор благословил сестер зимовать в Твери при храме св. великомученицы Екатерины, где вскоре было открыто подворье Вознесенского Оршина монастыря.

Минимум внешней отделки, только барельефы из камня, да пояса украшений вокруг куполов.

И на подворье, и в монастыре совершались богослужения по монастырскому чину, сестры проходили послушания; велись реставрационные работы, строилась дорога. В 1996 г. Екатерининское подворье было преобразовано в Свято-Екатерининский женский монастырь, настоятельницей которого стала игумения Иулиания, а в Оршин монастырь была назначена настоятельницей матушка Евпраксия. В настоящее время обитель продолжает восстанавливаться. Как в любом сельском монастыре, на Оршине есть свое подсобное хозяйство, поля и огороды.

Все очень строго, аккуратно и скромно. Ровно в начале нашей поездки, мы проезжали мимо строящегося в предместьях Твери храма, блиставшего какой-то невероятной внешней отделкой, сложными узорами, витиеватой мозаикой, сверкающими красками и как-то у всех нас вид такой чрезмерной красоты вызвал непонимание.

Вокруг высокой башни колокольни кружат ласточки.

На обратом пути пришлось, как и обещал, сделать паузу - штурман умчался в черничные поля с емкостями для сбора, а я вооружился фотоаппаратом и пошел тоже искать ягоды, правда с другой целью.

Нашелся небольшой живописный кустик, получилось, кажется, весьма неплохо.

А потом нашел еще кустик. И хотя в царящих красках преобладает зеленый и немного желтого, но чувствую, что к осени это все будет красиво окрашиваться ярко красным и и желтым цветами.

Выехав из Орши, мы отправились к месту впадения реки Медведицы в Волгу. В этой части маршрута перед нами стояла задача найти подходящее укромное местечко, желательно полянку, на которой можно будет постоять пару деньков, покупаться, поплавать на лодке и половить рыбку, но чтобы к ней обязательно был гражданский подъезд. Эта часть нашего пути была самой неопределенной, поэтому тут мы ехали почти наугад и по спутниковым снимкам местности, придирчиво выискивая нужное место. Оставался открытым вопрос о том, по каким признакам будет определяться "нужное" место, но мы решили довериться интуиции.

Благодаря тому, что ехали вдоль реки в будний день, кругом было пусто и не было шумных толп отдыхающего люда и мрачно косящихся на нас рыбаков.

Вдали, за полем, замаячил одинокий шпиль с маленькой маковкой купола.

Подъехав чуть ближе выяснили, что они принадлежат Преображенской церкви на бывшем погосте Спасском, что в Ченцах.

Хорошим состоянием храм обязан тому, что в нем теплится жизнь, иногда совершаются службы и местные стараются следить за ним.

Мы катили вдоль Медведицы, по полевым и не очень, дорожкам, любовались закатом, фотографировали окружающую природу, в общем снова занимались своим самым важным делом в тот момент - отдыхали.

А вот и сама Меведица, которая набирает тут полную силу, перед тем, как, объединившись в Волгой, начать свой стремительный бег к Каспийскому морю.

Исколесив несколько десятков километров береговой линии реки, уперевшись в несколько тупиков и тупиковых свороток, скептически оценив необходимость преодоления сомнительной гати, мы все таки нашли подходящую поляну для того, чтобы денек-другой просто отдыхать, предаваясь ничегонеделанию.

А утром, почти специально для нас, на небе установили красивый розово-желтый светофильтр на восходящее солнце.

Продолжение будет скоро тут!

Спасибо за внимание

Путешествие: Тверское Верхневолжье 2016:
    Часть 1. Тверецкий бечевник
    Часть 2. Окрестности Торжка
    Часть 3. Усадьбы Тверской области

В заметке использованы материалы:
    - сайта Православные Храмы Тверской земли.