Stanislav Pi (elbruto) wrote,
Stanislav Pi
elbruto

  • Music:

Полная Чухлома 2016. День третий.

Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
А.С. Пушкин. Идет волшебница-зима...



    
    Утренней традицией стало просыпаться в присыпанной снегом машине. Вчерашняя дорога до лагеря оказалось весьма изматывающей. Длительная езда по замерзшим межколейникам и колеям, не очищенные дороги общего пользования, засыпанные толстым слоем снега, за который грязевая резина держится крайне плохо. Да еще по пути домой в лагерь у 80тки Димы Третьего в генераторе начали залипать щетки и на приборке высыпала гирлянда сигнальных лампочек, но кое как доковыляли. Утром в лагере мудрые ЧухОрги подсказали: "Да вы тюкните по гене топором и все будет хорошо. Э-м-м. Вы только обухом тюкайте, чтобы все было хорошо, а то иначе будет плохо. Всем". При случае воспользовались их советом, и удар топором действительно помог. А еще отдельное и большое спасибо экипажу Мурзилки, правда, из какой команды мы не знаем, за то, что он нашел подарочную ЧухШапку нашего штурмана-растеряши Вовки. В первый ходовой день, на одном из выходов из машины в ночной лес, шапка выпрыгнула из машины, с целью отшельничать где-то между Тотомицой и Даровицей, да так ловко, что мы уже не думали увидеть её.



    Из бытовых моментов стоит отметить, что в этом году нашему Прадосу предстояло дать кров трем людям - мне, моему штурману и нашему второму штурману Вовке. Скажу честно, перед первой ночевкой я несколько переживал, так как думал, что будет очень тесно и неудобно. Реальность оказалась иной - в Прадосе вполне комфортно мы смогли расположились втроем. Не сказать, чтобы места было прямо вот очень много, все таки по ширине это не ТЛК80/100/105 или Патруль, но влезали-вылезали мы без особых проблем, можно было даже ворочаться с боку на бок. По дороге домой Вовка вскользь упомянул, что ему давил на уши потолок, но тут уж ничего не поделаешь - так было задумано при строительстве спальника (свои размышления по этому вопросу я описывал в бортовом журнале Прадоса на Драйв2 в записи "Спальная полка"). В качестве небольшого бонуса, наш Вовка оказался ранней птахой и часов в 6 упархивал заниматься утренними делами в ожидании пробуждения команды, и на это время наша спальная полка снова становилась 2х местной, где мы могли уже свободно лечь «по-царски".

    Третий день пришлось сильно не растягивать - к вечеру ЧухОрги очень просили прибыть в лагерь к торжественному финальному костру. По этой причине Бушнево и Антушево пришлось отменить категорически, да и Покрышкин вместе с Разгромом отговорили от этой затеи. Нам оставались либо малоперспективные красные и красно-пунктирные дороги, либо длинные зеленые асфальтовые прогоны (которые для машин, обутых в МТ были противопоказаны), поэтому мы решили доехать тропы и точки вчерашнего дня, до которых мы не успели добраться, так чтобы к вечеру вернуться в лагерь к основным финальным мероприятиям.

    > Немного прокатившись по асфальтовой дороге, мы свернули в сторону селения со странным названием Просек (где мы были на ПЧ12) и начали уходить от цивилизации по лесным дорожкам.


    Совершенно случайно рядом с дорогой в подлеске мелькнули купола, а на навигаторе всплыла точка, не отмеченная на карте дня (уже дома мы нашли её на картах ПЧ 2012 года и на фотках ПЧ 2011 года) . Оказалось, что эти купола принадлежат церкви Николая Чудотворца в Арсеньевой Слободе. Арсеньевская слободка давно уже перестала существовать, даже не оставив на карте после себя названия. Просто среди леса большая поляна, в центре которой один-одинешенек стоит храм с колокольней, да местами под снегом виднеются остатки каких-то сооружений.


    > Историю этого места установить уже достаточно сложно - можно лишь с определенностью сказать, что вокруг храма была каменная ограда, в которую была встроена трёхъярусная колокольня. Колокольня постройки 1873-1877х годов, каменная, как и сам храм, правда, построен он был пораньше, в 1809-1810х годах, а в 1908-1909х годах перестроен и стоит до сих пор.


    Как-то читая Драйв2, я наткнулся на мысль о том, что любование церквями и храмами не сильно интересное занятие для настоящего джипера, ведь точно такие же заброшенные и разрушающиеся храмы есть во многих областях, а вот поколбаситься, это задорно и годно. Тут вопрос, без сомнения, сильно индивидуальный. Для меня каждый храм является уникальным. Сооружением, несущем в себе множество лиц прихожан, участвовавших в его постройке. По этой причине двух подобных храмов быть не может, пусть даже и у одного архитектора - всегда какой-то будет меньше или больше, другого цвета, с другой отделкой, с другими деталями, отличия будут всегда, но двух одинаковых попросту нет. Это как с почерком - хотя буквы у всех одинаковые и учат нас всех одинаково, а написание этих букв у всех разное. Вернувшись из ЧухРеальности, иначе воспринимаешь реальность, оставшуюся дома, в которой нам приходится жить каждый день. И на это восприятие сильно влияет созерцание сделанного человеческими руками. Одни руки, вкладывая в это дело душу и теплоту сердца, строят храмы, которые потом со временем остаются стоять в звенящей тишине Костромской тайги, а другие руки в этих обескровленных стенах, лишенных прихожан, настоятелей, священников, сбивают фрески, устраивают внутри алтарей зернохранилища, сенохранилища и прочие хранилища, разрушают иконостасы, вырезают на лицах святых свои имена. И тут начинает срабатывать то, о чем не скажешь и не опишешь, что-то спрятанное внутри у каждого, какая-то штука воспринимает увиденное, впитывает, перерабатывает, осмысляет и находит причину, ради которой каждый год погружаешься в холодную прозрачную атмосферу ЧухРеальности.

    > Как и многие другие в округе храмы, храм Николая Чудотворца в Арсеньевской слободке отмечен деятельностью людей.


    > Среди молодого подлеска возвышаются ярусы колокольни, над которыми все еще стоит крест.


    > Внутри церкви кажется, что попал в какую-то пещеру. Похоже, что алтарь был модифицирован в контору, а основной объем храма использовали как бетонохранилище.


    > Бетон засыпали через верхние окна. На эту мысль наводит факт того, что только они не были заколочены досками.


    > В одном кадре пересеклись три эпохи - фрески времен Императорской России, окаменевший бетон Страны Советов и взгляд жителя Российской Федерации.


    > Стена, ближе к которой был ссыпан бетон, сейчас напоминает скалу.


    > Благодаря тому, что бетону нужна была хорошая защита от непогоды и за крышей следили, сейчас мы можем увидеть остатки фресок.


    > Выход в трапезную похож на выход из пещеры, вырубленной в толще скальной породы.


    > Рассматривая своды храма, не покидало ощущение, что пол храма находится гораздо глубже, чем сейчас лежат наслоения бетона, как минимум на метр, а может быть и больше.


    > Окаменевшие мостки.


    > "Никольская с. Арсеньева Слобода зданием каменная, постр. в 1809 г. на пожертвования прихожан и других благотворителей. Расширена пристройкою приделов в 1908 г. Колокольня отдельно от церкви, каменная, построена в 1877 г. на средства прихожан. Ограда каменная. Кладбище в 1/2 верст от церкви, обнесено деревянной оградою. Престолов 3: а) в честь Успения Божией Матери, б) святит. Николая Чудотворца, преп. Макария Унженского и св. мч. Григория Армянского и в) св. Пророка Илии, св. мчч. Флора и Лавра и св. равноапостольной Феклы. Местночтимая святыня церкви - икона Божией Матери "Достойно есть", принесенная с Афона 17 ноября 1885 г. Она усердно почитается окрестным населением, и два раза в год (11 июля и 17 ноября) в честь ее бывают торжественные богомоления, привлекающие множество богомольцев." Описание с old-churches.ru, взятое из старинной книги.


    > Немного проехав вперед, буквально километр-полтора, нас ждали старый деревянный мост и чуть в стороне от него мост УЖД, которые мы посещали на ПЧ 2012 года. Тут ничего нового - просто красивый вид, поэтому пара обязательных кадров и вперед к самому интересному.


    Дальше мы направились к урочищу Николо-Каликино. Знающие люди нас заранее предупредили (Сережа Покрышкин, спасибо! ;)), что к точке лучше не ехать "в лоб" по основной дороге, так как она сильно раскатана лесовозами. Лучше в последней деревне на дороге уйти правее, объехать засады по лесной дорожке и выйти назад на основную дорогу почти перед Николо-Каликино.

    > Деревня Охотино, в которой начинается объездная дорога.


    > Кругом тишина, впереди небольшой брод через крохотную речушку и дорога снова углубляется в лес.


    > Впереди затяжной спуск, иссечённый колеями и укрытый снежным покрывалом. Остановились оценить обстановку. Отличная тренировка для тех, кто боится отпустить машину на первой пониженной вниз с горки - тут получается ехать только так, иначе вслед за зажатой педалью тормоза начинается скольжение вниз, пилот мгновенно теряет контроль над машиной и окаменевший межколейник надёжно фиксирует колеса, что приводит к необходимости выполнения упражнений со стропами или лебедкой.


    > В колее весело плещется чавкающая грязюка, завезенная сюда еще осенью ЧухОргами.


    Наконец-то мы выбрались к большому полю. На ближнем к нам краю, высилось несколько забытых кип леса, приготовленных к вывозке и присыпанных снегом. На другом конце виднелась зеленая стена леса и овраг, а ближе к центру высился густой подлесок. Но стоило приблизиться к подлеску, как в его глубине стали отчетливо просматриваться стены и купола, спрятавшихся в нем двух каменных храмов с колокольнями. Подъехав еще ближе, увидели невысокую старинную кирпичную ограду.


    > В кольце кирпичной стены находится кладбище, на котором еще бывают люди, а дальше, стоят друг за другом два красивых храма. Уже издали стало ясно, что внутри будет интересно.


    > Каменная церковь Богоявления Господня в Николо-Каликино, постройки 1799 года. Вся прилегающая территория заросла травой в человеческий рост и засыпана ветками, вперемешку с какой-то чахлой порослью.


    > Алтарь храма.


    > Толщина стен и качество кладки. Хочется, чтобы эти стены простояли как можно дольше, чтобы как можно больше людей увидело их.


    > Оконные проемы обрамлены фресками.


    > Еще одна фреска на внешней стене храма в оконной нише.


    > Кирпичная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Николо-Каликино, постройки 1822 года.


    > Мы в основании колокольни. Впереди широкая трапезная, в которой находились приделы Николая Чудотворца и Тихона Амафунтского.


    > Над головой остатки перекрытий ярусов колокольни. Когда там вверху виели колокола, то они своими звонкими голосами оповещали людей о великих праздниках и несчастьях, о богослужениях, указывали путь заплутавшим в ненастье путникам. Звон в один колокол называется "благовест" (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий радость по поводу торжественного праздника, называется "трезвон". Звон колоколов по поводу печального события называется "перезвон". Колокольный звон напоминает нам о вышнем мире.


    > В трапезной остались сегменты когда-то установленных тут иконостасов.


    > С вида на эту колокольню началось наше знакомство с ЧухРеальностью. Когда мы впервые увидели эту граненую башенку с маленькими, словно игрушечные, окошками в ней, то захотели своим глазами посмотреть такую красоту. И вот она перед нами.


    > Внутри храма сохранились деревянная основа иконостаса.


    > Пол усеян обломками деревянной отделки иконостаса, битым камнем и осыпающимися фресками.


    > Элементы внутреннего декора.


    > Купол с росписью.


    > Каркас иконостаса ветшает, но пока еще держится.


    > Детали резных украшений иконостаса.


    > Алтарь. Хотя заходить внутрь алтарной части нельзя всем, кроме получивших благословение настоятеля, но тут не удержался и вошел. На полу высятся горы деревянных деталей - элементы киотов, украшения алтаря, какой-то мусор, к стене прислонен крест без одной планки, тут же рядом нашлись части оклада креста.


    > Казалось, все, что было сделано из дерева, просто рубили топорами, а что не поддавалось, то выбрасывали на пол просто так.


    > Украшения оконных проемов алтаря.


    > Среди мусора, усеявшего пол, попадались любопытные находки.


    > Найденный фрагмент иконной доски, на которой еще слабенько просматриваются следы грунта.


    > Часть облачения священника - наручь с вышивкой на нем и обложка какого-то старого фолианта.


    > Безмолвие храма.


    > В храме, на полу, среди кирпича, нашли еще одну часть облачения священника. Скорее всего, в руках окаймление нижней части подризника священника.


    > А вот еще одна находка - скорее всего, когда-то это была филонь (риза священника) или епитрахиль (длинная лента, огибающая шею священника и обоими концами спускающаяся на грудь).


    > Фрагмент.


    > Вход в храмовый комплекс Николо-Каликино. Сейчас уже сложно представить себе, как это место выглядело во времена, когда жизнь кипела и как выглядела сама деревня. Закрываешь глаза и кажется, что можешь увидеть как тут туда-сюда сновали на телегах и подводах степенные деревенские мужики, детвора стайками носилась в дорожной пыли, пели петухи, говорила домашняя скотина, а над этими звуками разлеталась звонкая песня кузнечного молота о наковальню. И будущее было светло, к осени предстояло собрать урожай, а молодые готовились играть свадьбы, чтобы праздновал и веселился весь мир. А спустя сотню лет мы будем смотреть на эти стены, и представлять жизнь и людей, населявших это место.


    > Сейчас только уложенная гать напоминает о том, что тут изредка бывают люди.


    > Дальнейший наш путь с этого места имел, в теории, два варианта - мы могли продолжить путь к лесу, видневшемуся на противоположном конце поля, либо двигаться обратно по своим же следам. В процессе раздумий мы немного перекусили и решили, что вернуться мы всегда успеем.


    > Приключения начались почти сразу. Дима Третий поспешил на узкой и скользкой переправе (или это какой-то завал или бобровая плотина) через ручей и левое переднее колесо его боевой 80тки провалилось в болотину, а машина вывесила в воздух заднее правое колесо. Некоторое время прицеливали Прадоса, пару раз пробовали подтягивать 80тку, но каждый раз она норовила лечь на борт. Применив смекалку и творческое воображение, мы нашли хорошее место, с которого удалось легко вынуть машину из засады, в которую она попала. Проехав дальше вперед, примерно с километр, мы уткнулись в большую делянку. С большим трудом пробравшись через неё, мы оказались перед заваленной лесной дорожкой, уходящие куда-то в лесную чащу. Перед нами встал выбор - либо возвращаться, если хотим хотя-бы к 8 часам успеть в лагерь, либо рубиться вперед, но с перспективой ночевки в лесу. Чувствовалось, что народ уже нарубился за три дня, поэтому волевым усилием решили разворачивать оглобли - впереди была дорога до лагеря.


    > В главном ЧухЛагере давали обещанный салют от "Балашихи 4х4" – клятвенно заверяли, что будет выпущено две тысячи зарядов. Не знаю, сколько точно их было, но выпущено их было действительно много, грохот стоят оглушительный, а над полем тянулось устало-радостное "Ура-а-а!".


    > Наконец-то вечером мы разожгли костер - его мы собирались разжечь с самого приезда. Под его убаюкивающее потрескивание мы вели неторопливую беседу о разном, грелись от тепла огня и понимали, что это настоящая праздничная ночь Полной Чухломы 2016 года. К сожалению, как и все хорошее, трехдневный праздник Полной Чухломы подходил к концу. Впереди нас ждало много неизвестного, но точно было ясно, что мы прожили эти дни, немного изменившись внутри, обретя какие-то новые впечатления, эмоции, мысли, посмотрели другими глазами на окружавшие нас лица, которые сейчас украшали отсветы костра и всем, как-то без слов, было совершенно очевидно, что вот с ними можно хоть куда. Ведь мы пережили эту Полную Чухлому, которая ждет всегда.


    > Утром на небе давали морозный восход.


    > Побудку в установленные 7 часов не назначали. Правда, часам к 8 народ все равно начал потихоньку просыпаться.


    > Наши бесславные Тойоты.


    > Впереди ждет еще много дорог, и хочется верить, что они еще приведут нас на Костромскую землю.


    > Бесславные проходимцы.


    > Увидимся через год.


    Праздник кончился, но скоро будет новый праздник. И у меня не будет никаких сомнений, где я буду его проводить.

    Спасибо за внимание!

    Альбом фотографий Третьего дня Полной Чухломы 2016 на Яндекс.Фотках

    Полная Чухлома 2016:
    Полная Чухлома 2016. День первый.
    Полная Чухлома 2016. День второй.

    Наши погружения в ЧухРеальность по метке #полная чухлома.
Tags: костромская область, полная чухлома, пч2016
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments